Форум ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА


Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение
Tsushima
Капитан 2-го ранга



Рапорт N: 546
Корабль: Броненосец Князь Суворов
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 01:25. Заголовок: Крейсера типа «Девоншир»


Крейсера типа «Девоншир»

Кейт МакБрайд


Warship № 47

перевод Yasukuni

Обсуждение проходило здесь

Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Tsushima
Капитан 2-го ранга



Рапорт N: 547
Корабль: Броненосец Князь Суворов
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 01:27. Заголовок: Re:


Кроме «Кента» и «Корнуолла» в Фолклендском сражении из крейсеров типа «Каунти» участвовал еще и «Карнавон», однако из-за проблем с машинами он сыграл совершенно незначительную роль. Он следовал за главным силами Стэрди на своей полной скорости и самом конце боя сумел приблизиться на дистанцию выстрела к германским броненосным крейсерам. Неравная битва между ними и британскими линейными крейсерами началась в 13.20, а «Карнавон» открыл огонь по «Шарнхорсту» с предельной дистанции в 16.15. Позднее он прошел через желтое пятно на воде – единственное, что осталось от «Шарнхорста». Никаких других следов корабля... «Карнавон» участвовал в бою до 18.00, периодически ведя огонь с дистанции 11 – 12 тысяч ярдов, а потом он помог подобрать спасшихся с «Гнейзенау». Всего корабль израсходовал 85 снарядов калибра 190 мм и 60 снарядов калибра 152 мм, в основном из носовых орудий. Позднее пленные сообщили, что он добился нескольких попаданий, и его лиддитовые снаряды вызвали серьезные разрушения. Линейные крейсера стреляли обычными «коммонами», которые часто пробивали легкие надстройки, не взрываясь. Повреждения от них были значительно меньше, чем можно было ожидать от этого калибра. Если не считать нескольких залпов «Хэмпшира» по «Висбадену» во время Ютландской битвы, это был единственный артиллерийский бой крейсеров типа «Девоншир».

От «Монмута» к «Девонширу».

Необходимо вернуться назад в 1902 год, что проследить, как появились «Девонширы». Если не считать изменений башенного вооружения, впервые предложенного для так и не построенного «Нью-Монмута», и более толстой брони, появившейся после расстрела «Бель-Айла», были сделаны три крупных изменения, причем все уже после завершения разработки проекта.
Два относились к вооружению. В марте 1902 года директор Морских вооружений контр-адмирал Ангус МакЛеод предложил заменить 12-фн (12 cwt) орудия на 1-фн/37-мм автоматы Виккерса. Кроме них предполагалось установить до 18 3-фн орудий, если найдется место. Это предложение стало результатом осознания сокрушительной мощи артиллерийского огня на больших дистанциях. В бою предполагалось высылать расчеты к этим мелким орудиям, только если вражеские эсминцы пойдут на сближение. Сразу было решено, что хватит 50 процентов штатного личного состава всех орудий. Идея ДМВ была реализована на крейсерах типов «Дьюк оф Эдинбург» и «Уорриор», но на броненосцах «Кинг Эдуард VII» были оставлены 12-фн орудия. Так как это время дальность хода и точность торпед резко увеличились после появления гироскопов и подогревателей, ДМВ оказался лже-пророком. Поэтому «Нельсоны» и «Минотавры» для защиты от миноносцев получили все-таки 12-фн орудия. Легкое 12-фн (8cwt) орудие на «Девоншире» сохранилось, но в единственном экземпляре.

Гораздо более серьезным было второе изменение вооружения, происшедшее в январе 1904 года, то есть уже после спуска на воду трех первых кораблей. Это была замена носового двухэтажного каземата одиночной 190-мм башней. Теперь корабль имел бортовой залп из 3 – 190-мм и 3 – 152-мм орудий. Как ни странно, никаких разумных объяснений этой замены в сохранившихся документах нет, хотя, скорее всего, это было сделано для повышения эффективности артогня. Это изменение потребовало серьезной переработки чертежей, а строителей перехватили за руку буквально в последний момент, чтобы они успели-таки внести изменения в конструкцию. Одноорудийная 190-мм башня весила около 175 тонн, то есть примерно столько же, сколько два снятых 152-мм каземата. В документах нет никаких упоминаний о возможной замене кормового каземата. Похоже, смешанное вооружение все еще считалось вполне приемлемым для корабля.
И, наконец, серьезным изменениям подверглась котельная установка. При рассмотрении вопроса технический комитет рекомендовал устанавливать на кораблях котлы нескольких типов: цилиндрические для крейсерской скорости и водотрубные для максимальной, как было предложено несколько лет назад для «Пауэрфула». Главный механик сэр Джон Дарстон резко запротестовал против этого, как против явного отступления назад. Кроме того, сразу было понятно, что потребуется готовить две команды кочегаров. Его замечания приняли к сведению, но результатов не последовало. «Девоншир» и «Кинг Эдуард VII» получили смешанную котельную группу. Если основания подозревать, что решение принял лично граф Селборн, чтобы на пару лет заткнуть рот комитету, после чего, если все пойдет нормально, о проблеме просто забудут. Если же нет – на членов комитета можно будет свалить всю ответственность. В результате «Девонширы» получили по 6 цилиндрических котлов и от 15 до 17 водотрубных различных типов. Судя по всему, 4 трубы крейсера получили в результате давления Альфреда Ярроу, который желал получить максимальный результат от своих 17 котлов, установленных на «Энтриме» и «Хэмпшире». Так или иначе, но все корабли прошли ходовые испытания без проблем, хотя за время службы показали себя не слишком хорошими ходоками. После успешных экспериментов с нефтяным топливом на «Бедфорде», «Эрджилл» и «Хэмпшир» прошли аналогичное переоборудование всех котлов, а на «Карнавоне» модернизировали только цилиндрические.
Все корабли были достроены в 1905 году, но стремительное развитие морской артиллерии и появление линейных крейсеров быстро сделало их устаревшими. В морских кругах «Девонширы» считались решительно превосходящими «Монмуты», лишь поэтому они к 1914 году все еще оставались в составе действующего флота. Большинство из них вошло в 3-ю эскадру крейсеров Хоум Флита (позднее Гранд Флита). Почему-то они получили кличку «Морские коровы», хотя такая квалификация их мореходных качеств выглядит несправедливой.


«Девонширы» на войне

29 июля 1914 года «Энтрим» чуть было не начал Первую мировую войну. В этот день Хоум Флит шел на север вдоль восточного побережья Англии, и крейсера прикрывали его восточный фланг. Когда были замечены 2 германских крейсера, «Энтрим» получил приказ проверить, кто это. Командир «Энтрима» действовал в столь бесцеремонной манере, что заместитель командующего (сэр Джордж Каллахэн находился на берегу) счел необходимым послать приказ не подходить ближе.
«Хэмпшир» в конце 1914 года принимал участие в безуспешных поисках «Эмдена». 16 декабря 3-я эскадра крейсеров присутствовала возле Скарборо во время знаменитой «Игры в жмурки», но не сделала ни одного выстрела.
В июне 1915 года эскадра вместе с «Ноттингемом» и «Бирмингемом» была отправлена охотиться за «Метеором», вышедшим в первое крейсерство, однако налетела на засаду подводных лодок. «Хэмпшир» получил попадание невзорвавшейся торпедой, а у «Роксборо» было вырвано днище прямо под канатным ящиком. Якорная цепь вывалились вниз. Но подобный случай был предусмотрен, и матросы просто выбили стопора, после чего цепь вывалилась наружу. Иначе крейсер встал бы на якорь, пропустив цепь сквозь собственный киль, как позднее случилось с некоторыми кораблями.
Ночью 27/28 октября 1915 года «Эрджилл» настигла судьба, когда во время шторма он налетел на скалу Белл (Белл-рок). Несмотря на ужасную погоду, весь экипаж был спасен умелыми действиями эсминцев «Хорнет» и «Джакел». Гибель крейсера произошла потому, что по военному времени все маяки были потушены. Вскоре после этого «Саутгемптон», возвращаясь из похода, влетел прямо в индикаторную противолодочную сеть в Фёрт-оф-Форте и поджег все фальшфейеры. Этого было достаточно. Теперь маяк на острове Мэй зажигали, когда ожидалось прибытие корабля.
«Хэмпшир» был единственным из всех «Каунти», участвовавших в Ютландской битве, где он действовал в качестве связного судна между 1-й и 2-й эскадрами крейсеров. Он успел дать 8 залпов по «Висбадену», а сам не получил ни царапины. «Хэмпшир» считался кораблем, счастливым во всех отношениях, поэтому он получил приказ доставить лорда Китченера в Россию. Однако 5 июня 1916 года крейсер подорвался на мине возле Оркнейских островов и затонул с тяжелыми потерями в личном составе. Сильная волна вынудила корабли сопровождения повернуть назад, и у команды почти не осталось шансов на спасение, хотя крейсер затонул в прямой видимости скалистого берега. Позднее выяснилось, что многие моряки просто сломали себе шеи, прыгая в воду с борта корабля. Позднее водолазы осмотрели корабль и обнаружили значительные повреждения корпуса. Как и другие корабли своего времени, «Хэмпшир» был слишком уязвим для подводных взрывов.
Остальные 12 крейсеров типа «Каунти» прослужили до конца войны, но вскоре после ее окончания были списаны. Дольше всех продержался «Энтрим» - он был продан на слом в декабре 1922 года.


Общие замечания

Учитывая многочисленную критику кораблей типа «Каунти», интересно упомянуть о двух предложениях улучшить «Монмут». Сэр Филипп Уоттс в 1911 или 1912 году предложил установить на полубаке одноорудийную 190-мм или даже 234-мм башню. Когда предложение было детально изучено, оказалось, что 190-мм башня весит на 75 тонн больше двухорудийной 152-мм, а 234-мм даст 42,6 или даже 106 тонн лишних, в зависимости от типа установки. Было решено рассмотреть такие варианты замены обоих башен, чтобы не создавалось дифферента. Новый Первый лорд Адмиралтейства Черчилль приказал подготовить сметы. Выяснилось, что установка двух 190-мм башен будет стоить 70 тысяч фунтов, и двух 234-мм – от 90 до 100 тысяч фунтов. Дальше этого не пошло, и об идее забыли, пока секретарь Первого лорда не нашел заметки, во время обычного разбора бумаг в мае 1915 года.
Позднее в этом же году, учитывая результат боя у Коронеля, было принято решение перенести орудия нижнего каземата «Ланкастера» на верхнюю палубу. Шесть 12-фн орудий были сняты, а на их место поставили шесть 152-мм. 2 стояли напротив переднего края первой трубы, 2 – между первой и второй трубами, 2 – позади второй трубы. Примерно 0,15 фута метацентрической высоты были потеряны, но это не имело особого значения. Снаряды к орудиям на новых местах подавались бывшими 12-фн элеваторами. Несколько однотипных кораблей, а также «Девоншир» и «Дьюк оф Эдинбург» прошли подобную модернизацию, однако ни один из модернизированных кораблей не встречался с противником, поэтому нововведение не было опробовано в бою.
По сравнению с двухорудийными 152-мм башнями «Монмута» одноорудийные 190-мм башни «Девоншира» были более ортодоксальными по конструкции. Они имели гидравлический привод. Башни имели угол обстрела 270 градусов и возвышение орудия 15 градусов. В башне находилось 7 готовых выстрелов. Учитывая вес снаряда (200 фн) его перетаскивали с помощью храпцов два человека, сначала от элеватора к стеллажу, а потом со стеллажа к замку. Барбет делился на 5 секторов. Слева подавались снаряды, справа – заряды, спереди шли переговорные трубы и кабеля, в центре были пропущены цепи элеваторов, а сзади располагалась аварийная ручная подача. Лобовая плита башни имела толщину 190 мм, борта – 140 мм, тыловая плита – 114 мм, крыша – 51 мм никелевой стали. В задней двери была прорезана узкая щель для штока прибойника. Первый вариант башни весил 99 тон, но после ряда улучшений вес подскочил до 135 тонн. Боезапас составлял 120 снарядов на 190-мм орудие. Боезапас 152-мм орудий составлял на каждое: 10 бронебойных, 40 бронебойных без колпачков, 86 «коммонов», 40 лиддитовых фугасных, 24 шрапнельных. Но потом это достаточно быстро изменили на 20 бронебойных, 130 «коммонов» и 50 лиддитовых. Когда «Хэмпшир» и «Энтрим» впервые вышли в море, стеллажи 190-мм снарядов создали ряд проблем, и 6 матросов, не покладая рук, трудились 4 часа, закрепляя болтающиеся снаряды. Капитаны 1 ранга Арбетнот и Инглфилд высказали резкое неудовольствие, обвиняя конструктора Уитинга. Следует добавить, что сначала проблемы имелись и со 152-мм стеллажами.
После Коронеля немцы разделили остатки 210-мм и 150-мм снарядов поровну между кораблями, поэтому «Шарнхорст» и «Гнейзенау» имели от 55 до 56 150-мм снарядов на орудие. На легких крейсерах осталось от 155 до 186 105-мм снарядов на орудие. Всем 3 легким крейсерам требовался текущий ремонт. Хотя все корабли, участвовавшие в Коронельском и Фолклендском боях, несли торпеды и имели подводные торпедные аппараты, прока от них было мало. «Нюрнберг» выпустил одну торпеду по «Монмуту», но, судя по всему, безрезультатно. «Лейпциг» в последнем бою выпустил три, но англичане их даже не видели. Какой модели были немецкие торпеды, точно не известно, но англичане на всякий случай предпочитали держаться подальше. В свои собственные торпеды они не верили. «Гуд Хойп» и «Монмут» имели старые 457-мм RGF Mk IV с дальностью хода 1750 ярдов. «Глазго» имел чуть более новые «Фиуме» (Уайтхед) Mk III с дальностью хода 4000 ярдов.
В документах по Коронелю, которые хранятся в Паблик Рекорд Офис, имеются указания, что «Гуд Хоуп» и «Монмут» имели в погребах старые слабые снаряды, но эти документы допускают различное толкование.
«Каунти» и вообще все броненосные крейсера начали клониться к закату после 1905 года, и весь опыт Первой мировой войны говорил об ошибочности концепции такого корабля. Однако при этом никто не обращал внимания на положительные черты идеи. Их преемники, договорные крейсера 1923 года, имели тот же высокий борт, прекрасную обитаемость, высокую скорость, большую дальность плавания. Однако отсутствие защиты жестко диктовали методы использования, но с учетом этого они принесли большую пользу в годы Второй мировой войны.

ПРИМЕЧАНИЯ ПЕРЕВОДЧИКА

1. МакБрайд не фонтан, но лучше что-то, чем ничего.
2. Не путать комитет (committee) с Советом Адмиралтейства (Board).
3. Орудия 8 cwt носят эпитет portable – передвижные. Предназначены для установки на шлюпках и как десантные. Но как десант будет таскать пушку в 8 центнеров, даже АНГЛИЙСКИХ, я не знаю
4. Перевод предназначен для ознакомления, использования и переписывания под чьей угодно фамилией. Но если возникнут претензии со стороны МакБрайда, чур-чура, я тут не причем. Я переводил для некоммерческого использования и собственного удовольствия.


Идём строем фронта Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Tsushima
Капитан 2-го ранга



Рапорт N: 548
Корабль: Броненосец Князь Суворов
Откуда: Россия, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 17.08.06 01:28. Заголовок: Re:


Таблицы






Идём строем фронта Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 8
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100