Отправлено: 10.11.04 03:41. Заголовок: Состав японских сил у Мидуэя - есть вопрос
Так выглядит состав японских сил в сражении у Мидуэя по С. Даллу: Нетрудно заметить, что в список не включены КРТ «Тоне» и «Тикума» (в составе Ударного авианосного соединения) и Алеутское соединение поддержки (ЛК «Фусо», «Ямасиро», «Исе», «Хьюга» и 12 ЭМ
2 Флот, Соединение Поддержки Оккупации (контр-адмирал Такео Курита) Гидроавианосцы: Титосэ, Камикава Мару Тяжелые крейсера: Кумано, Могами, Микума, Судзуя Эсминцы: Арасио, Асасио, Хаясио
Особое Соединение Гидроавианосцы: Тиёда, Ниссин
1 соединение снабжения Эсминец: Ариакэ 2 транспорта
Далее, в разных книгах я обнаружил разночтения по поводу состава 2-го флота адмирала Кондо. С. Далл, Н. Полмар, Ч. Нимиц включают в его состав АВ «Дзуйхо». Также о легком авианосце в его составе (не называя его) упоминается в 5-м томе советской «Истории Второй мировой войны». В то же время С. Переслегин в «Тихоокеанской премьере» говорит, что в составе соединения Кондо вообще не было авианосца. Далее Переслегин противоречит сам себе, описывая операции против Датч-Харбора - там у него упоминаются «Дзунье» и «Рюдзе». Нескольким страницами ниже в сводной таблице Переслегин в составе Алеутского соединения называет уже «Рюдзе и «Дзуйхо» - что и вызывает интерес. На стр. 286 Переслегин пишет, что «Дзуйхо» вообще не участвовал в операции - так как не выходил в море до начала июня 1942 г. и по ряду других причин... Практически везде состав Алеутского соединения - «Рюдзе» и «Дзунье».
Интересно, из-за чего у Переслегина такое разночтение с целым рядом авторов?
цитатаИнтересно, из-за чего у Переслегина такое разночтение с целым рядом авторов?
Из-за особенностей его мировоззрения или, возможно, отвратительной работы редактора. С «Дзуйхо» вопрос непростой - но действия Кондо вроде бы не вскрывают расчет на силы и средства авианосца. В составе Алеутского соединения были «Рюйдзе» и «Дзуньё», причем первый в стандартной комплектации, без пикирощиков, второй - без торпедоносцев
Так или иначе, корабль в истории сражения засветился только в том случае, если остатки машинной команеды «Хирю» правильно опознали пролетевший над тонущим кораблем разведчик - B5N. Если так, то он мог прилететь только с «Дзуйхо», который следовал в составе совединения Кондо; если это все же был биплан B4Y, то, конечно, это был самолет c «Хосё», пилящего в составе соединения Ямамото. Лично я думаю, что «Дзуйхо» в сражении не участвовал по причине невысокого уровня подготовки летного состава - хотя, возможно, и выходил в море в эскорте кого-то из ЭМ 1-го флота, но не в составе ордера Кондо. Но это не так важно - так или иначе, даже с подходом сил Алеутского соединения японцы не добирали до паритета по палубной авиации с амерами , которые дождались «Саратогу». Подготовка пилотов «Рюйдзе», как показали сингапурские дела, была посредственной, «Дзунье» вообще не имел полноценной авиагруппы, «Хосё» и подавно. 26-30 самолетов «Дзуйхо», тоже с не слишком умелым персоналом, погоды бы не сделали.
Согласен. Я вот не могу понять Ямамото - японские силы были разброаны по половине Тихого океана и в результате на направлении главного удара не было создано решающего превосходства в палубной авиации. Тут либо неверная оценка сил американцев, либо переоценка собственных, либо все вместе.
Может лучше было бы использовать авианосцы для создания истребительного «зонтика» над линкорами типа «Конго», которые вместе с тяжелыми крейсерами должны были атаковать американские авианосцы.
цитатана направлении главного удара не было создано решающего превосходства в палубной авиации. Тут либо неверная оценка сил американцев, либо переоценка собственных, либо все вместе.
Думаю, что решающее превосходство по имеемым данным создано все же было - но по имеемым у японцев, которые, похоже, вообще толком не знали, сколько у амеров авианосцев и какова тактика их палубных авиагрупп (она ведь, в отличие от японцев, не была расчитана на одновременные удары авиагруппами нескольких кораблей по нескольким же целям и предполагала главную роль пикировщиков). Подозреваю, что Ямамото вообще не сильно верил в сопротивление амеров у Мидуэя - остров сам по себе как военно-морская база никакой, да и как военно-воздушная, из-за отдаленности коммуникаций на него, тоже. Лично я думаю, что вся эта петрушка с оперицией MI нескла в своей сути гораздо больше популизма, чем кажется - Ямамото должен был отмыться от рейда Дуллитла, ибо в японской национальной традиции категория «позор» гораздо сильнее, чем мы обычно думаем. И именно в силу незнания вражеской матчасти штаб ОФ посчитал возможным налет на Токио с Мидуэя. Это, конечно, догадки. Но общий смысл поражения у Мидуэя, как бы стройно не были выведены оперативные планы и развертывание по ним, как бы ни высок был профессионализм пилотов, таков: без постоянно действующей и качественной военно-морской разведки все это громадье обречено на гибельные провалы. В этом же и весьма вероятный ответ на вопрос - почему Ямамото не пошел дальше, потеряв авианосцы, и не занял остров без их помощи, что было, конечно, возможно? Просто он уверился в том, что все виды его разведки - воздушная, морская, радио, агентурная и пр - и близко не дают реальной картины по противнику. А вдруг там все линкоры Пая? А вдруг еще есть авианосцы? А вдруг, а вдруг, а вдруг... а до ближайшей ремонтной базы - 3 тыщщи миль. А Нимитц, и это главный аспект проявления его истинно «подводной» острожности, очень зорко следил за тем, чтобы не только в информационном обмене вверенных ему сил, но даже в СМИ в самих Штатах конкретика и состав его собственных сил и средств проходила жесточайшую цензуру. И этот подход великолепно работал до конца войны - уже с середины 1942 года японцы не имели и 10% информации о реальном состоянии и планах флота США. Любой преподаватель кафедры оперативного искусства в любой военно-морской академии скажет Вам, что это - провал.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 19
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет