Форум ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА


Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


АвторСообщение
Игорь Мангазеев



Рапорт N: 1
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 29.06.06 18:33. Заголовок: "Зимнюю" войну начал калязинский комендор


Зимнюю» войну начал калязинский комендор


Красной нитью через книгу В.И. Брагина «Пушки на рельсах», изданную в 2006 году, проходит повествование о Царь-пушке № 2. Так окрестили 305-миллиметровую железнодорожную артустановку ТМ-III-12 конструкции Дукельского, которая уже пятый год несет свою вахту на Поклонной горе. Автор знакомит читателя с историей береговых сверхмощных артустановок калибром 180, 305 и 356 мм, передвигавшихся по железным дорогам.

Досье «ВТ».
БРАГИН Вячеслав Иванович родился 9 мая 1939 года в городе Бежецке. С 1982 года -- секретарь Калининского облисполкома, с 1986-го -- 1-й секретарь Центрального райкома КПСС города Калинина. В 90 -- 93 годах -- председатель Комитета Верховного Совета по СМИ, председатель телерадиокомпании «Останкино». В 1994 -- 1996 годах -- замминистра культуры. В 1998 -- 2004 годах -- директор ЦМ ВОВ на Поклонной горе. Кандидат исторических наук.

«В арсенале флота под Новосибирском мы «откопали» 305-миллиметровый ствол линкора «Императрица Мария», изготовленный в начале ХХ века на Обуховском металлическом заводе, -- пишет Брагин. -- От этого ствола, как от печки, мы стали «танцевать» в поисках тяжелого морского вооружения… Сегодня на Поклонную гору люди уже идут, чтобы только специально посмотреть на еще одну чудо-пушку весом 340 тонн. Многие даже не подозревали, что у нашей армии могли быть такие орудия».
Брагин в мельчайших подробностях описывает боевые маршруты и перипетии доставки в музей с балтийского форта «Красная Горка» артустановок ТМ-I-180 (калибр 180 мм) и ТМ-III-12 (калибр 305 мм). Постоянную поддержку он получал из военных архивов, в частности от начальника архивной службы Минобороны Сергея Ильенкова -- сына последнего первого секретаря Калининского обкома КПСС Александра Ильенкова. Многие эпизоды книги связаны с Тверским краем.

«Императрица Мария»

Артустановку ТМ-III-12, которую еще образно называют сухопутным линкором, собирали в Николаеве. Она поражала видимые и невидимые цели, движущиеся со скоростью до 60 узлов. Ствол для нее изготовили в 1911 году на Обуховском заводе.
Двенадцатью такими орудиями был вооружен линкор «Императрица Мария», перенявший имя парусника знаменитого адмирала Нахимова. Увы, в ночь на 7 октября 1916 года в пороховых погребах линкора прогремели 16 взрывов. Корабль перевернулся и затонул в Северной бухте Севастополя. О причинах этой катастрофы эксперты и историки спорят до сих пор.
Корабль подняли еще весной 1918 года, но отвалившиеся башни с орудиями остались на морском дне. Их подняли только к 1932 году и впоследствии установили на севастопольскую батарею № 30 и на тяжелые железнодорожные артиллерийские транспортеры ТМ-III-12.

«Зимняя» война

Советско-финляндская война началась с орудийных залпов установок ТМ-III-12 и ТМ-I-180. 30 ноября 1939 года мощные орудия 9-й батареи ТМ-III-12 палили по финскому острову Сескар из Мукково -- объекта «700» на южном берегу Финского залива.
17-я батарея в составе четырех ТМ-I-180 находилась на Кургальском полуострове (объект «600»); 30 ноября она обстреляла остров Лавенсаари. Этой батареей в то время командовал капитан Н.Н. Крайнев.
Николай Николаевич родился 26 ноября 1902 года в деревне Клыпино Степановской волости Калязинского уезда Тверской губернии. В 1912 году он окончил церковно-приходскую школу. Обрел специальность дорожно-строительного техника. В Красной армии с 1924 года. Командование 17-й ОЖДАБ он принял 19 августа 1938 года, руководил ею до 17 июня 1940 года и даже в 1950 году считался одним из самых авторитетных и опытных артиллеристов-железнодорожников Балтфлота.

Главный калибр

После «зимней» войны на полуострове Ханко появилась новая военно-морская база. Она стала первой советской ВМБ, выдвинутой за пределы СССР. Здесь, на Ханко, обосновались 9-я батарея в составе трех 305-миллиметровых артустановок и 17-я -- из четырех 180-миллиметровых артустановок. Базе отводилась исключительно важная роль. Дальность огня орудий 305-мм была вполне достаточной для того, чтобы, тесно взаимодействуя с батареями на островах Осмуссаар и Тахкун, с успехом вести бой с кораблями всех классов.
Брагин сообщает, что на Тахкуне планировалось разместить самые мощные в СССР орудия калибром 406 мм. К сожалению, Вячеслав Иванович не придал значения этой любопытнейшей детали. А оказывается, конструировал эти сверхмощные орудия земляк Брагина Михаил Крупчатников. Раньше считалось, что Михаил Яковлевич родом из Питера. Однако в «Военно-историческом журнале» четыре года назад была опубликована статья, в которой утверждается, что Крупчатников родился в деревне Сараево Бежецкого уезда 5 июля 1897 года. Его 406-миллиметровые пушки обороняли Ленинград, находясь на научно-испытательном морском артполигоне.

Под грохот наших батарей

База на Ханко мешала противнику вводить суда в Финский залив. Но к августу она оказалась в центре почти кругового обстрела финских батарей. Горел город, горели леса, тем не менее комендоры-железнодорожники не только защищали свои батареи, но и вступали в контрбатарейную борьбу.
После многомесячной обороны Ханко личный состав базы эвакуировался. Но транспортеры -- гордость флота и военной промышленности -- вывезти не удалось. 305-миллиметровые установки подрывали в последний день эвакуации -- 2 декабря 1941 года. Последний выстрел делался без жидкости в тормозных системах, а хрупкие уникальные механизмы наведения и управления огнем просто разбили кувалдами.

Эпопея со стволами

Но морские орудия не были утоплены, и к концу 1942 года после долгих трудов финская армия стала обладательницей шести восстановленных артсистем ТМ-I-180. А 305-миллиметровые стволы финны не стали восстанавливать, потому что в их арсеналах с 8 сентября 1940 года уже содержались восемь точно таких же стволов, снятых с линкора «Император Александр III».
…Команда того линкора не выполнила приказ Ленина об уничтожении судна, в конце 1918 года англичане отбуксировали корабль в турецкий порт Измит. 17 октября 1919 года «Александра III» переименовали в честь основателя белой армии Михаила Алексеева, уроженца Тверской губернии.
Известно, что Алексеев родился в семье солдата сверхсрочной службы, выслужившего чин майора. Правда, в какой из глухих тверских деревень он появился на свет, не знает, похоже, никто. Николай II назначил М.В. Алексеева начальником Штаба Верховного командования, и с августа 1915 по март 1917 года Алексеев фактически руководил операциями на русско-германском фронте.
…10 ноября 1920 года Врангель отдал приказ о добровольной эвакуации из Крыма. Большинство чинов «Генерала Алексеева» ушло на берег. И все-таки через три дня линкор во главе огромного каравана из 121 судна взял курс на Константинополь. А 27 декабря самый могучий русский корабль прибыл в Тунис. Линкор как начал свою биографию под Андреевским флагом, так и закончил ее под ним.
До 2-й мировой войны орудия этого корабля хранились в арсенале «Сиди-Абдуллах» французской военно-морской базы в тунисском порту Бизерта. Среди них было и орудие № 127, изготовленное в ноябре 1916 года. Вот именно оно и попало на Поклонную гору.

Снова в СССР

Заметим, что 305-миллиметровые артустановки по своим не стреляли. Наверное, поэтому финны после заключения перемирия не хотели передавать СССР тяжелые железнодорожные транспортеры. Однако пришлось. К середине ноября 1944 года
инспекционную поездку на 9-ю и 17-ю батареи совершил и начальник военно-морского отдела Союзной контрольной комиссии (СКК) в Финляндии капитан I ранга Н.И. Болотников. 15 ноября он осмотрел батарею 305 мм на Ханко (в Тяктоме), а через день -- установки 180 мм в Бредторпе.
Николай Иванович Болотников родился 27 ноября 1899 года в Твери. В 1919 году он окончил семь классов школы 2-й ступени, в 32-м -- командный факультет Военно-морской академии имени Ворошилова. Затем он последовательно служил вахтенным начальником линкора «Марат», помощником командира эсминца «Железняков», штурманом линкора «Октябрьская революция», старшим помощником на линкоре «Парижская коммуна». Далее -- дипломатическая и преподавательская служба, вплоть до момента создания СКК в Финляндии.
25 декабря 1944 года орудия двинулись из Ханко к советско-финской границе. Сразу после возвращения транспортеры ТМ-III-12 отправили на Обуховский сталелитейный завод (ОСЗ) «Большевик» в длительный ремонт -- с января 1945 по июнь 1947 года. А затем батарея 305 мм транспортеров, получив номер 294 вместо прежней девятки, дислоцировалась в Палдиски -- базу КБФ под Таллином.
После нескольких ремонтов и передислокаций железнодорожные артсистемы 5 мая 1961 года были переведены на форт «Красная Горка» для консервации. Такова история «линкора на колесах», добравшегося до Поклонной горы.

Что касается 180 мм артустановок, а у Красного флота было пять таких батарей, то в финский плен попала только 17-я ОЖДАБ. Три батареи -- 12, 18 и 19-я -- защищали блокадный Ленинград, а 16-я -- Новороссийск.
8 августа 1941 года на должность командира 19-й батареи заступил Алексей Захарович Баранов. Он родился 17 марта 1909 года в деревне Шапкино Локнянского района Калининской области. До своего назначения на 19-ю батарею командовал бронепоездом № 2 на базе Балтфлота «Лиепая».

Пролог к будущей книге

Вячеслав Брагин, влюбленный в свою малую родину, проделал титаническую работу. Но как краевед чуть-чуть не дотянул до того, чтобы его труд был назван абсолютно безупречным -- хотя бы потому, что не разгадал загадку, заданную наркомом ВМФ Н.Г. Кузнецовым.
В самом начале Брагин пишет: «(На Поклонной горе) на берегу условной морской гавани были установлены 100-, 130- и 152-миллиметровые морские башенные орудия». К сожалению, нет в его книге сведений о 199-м дивизионе Особой артгруппы ВМФ, блокировавшем танкоопасное направление под станцией Оленино западнее Ржева. А именно в тот дивизион входили два 152-миллиметровые морских крепостных орудия, снятых, по мнению наркома ВМФ Н.Г. Кузнецова, с броненосного крейсера «Рюрик». Но броненосных «Рюриков» было два. Причем первый погиб во время русско-японской войны, а на втором пушки калибра в 152 мм не предусматривались. Так и осталось неясным, орудия какого «Рюрика» крушили технику противника под Ржевом. Надеемся, что в следующей книге Вячеслав Иванович разгадает загадку наркома.

(Опубликовано: областная ежедневная газета "Вече Твери", 29 июня 2006 г., стр. 4 - 5. Фото из книги "Пушки на колесах": ТМ-1-180 на Ханко, начало 40-х; финны испытывают ТМ-3-12, Ханко, 1943 г).

Игорь Мангазеев











Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Ответов - 2 [только новые]


Alexey RA
Капитан 3-го ранга


Рапорт N: 180
Откуда: РФ, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
Фото:
ссылка на сообщение  Отправлено: 03.07.06 11:27. Заголовок: Re:


Игорь Мангазеев пишет:

 цитата:
Здесь, на Ханко, обосновались 9-я батарея в составе трех 305-миллиметровых артустановок и 17-я -- из четырех 180-миллиметровых артустановок.



 цитата:
Но морские орудия не были утоплены, и к концу 1942 года после долгих трудов финская армия стала обладательницей шести восстановленных артсистем ТМ-I-180.



 цитата:
Что касается 180 мм артустановок, а у Красного флота было пять таких батарей, то в финский плен попала только 17-я ОЖДАБ.


Что-то как-то не стыкуется... или транспортёры у финнов размножались (делением али почкованием...) . ЕМНИП, на fortification.ru как-то проскальзывала информация о 180 мм ОЖДАБ, попавшей к финнам в конце лета 1941 на Карельском перешейке при отступлении/эвакуации 23-й А - без указания номера. Вот только у Амирханова об этой ОЖДАБ - ни слова.


С уважением Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Alexey RA
Капитан 3-го ранга


Рапорт N: 188
Откуда: РФ, Санкт-Петербург
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 12.07.06 10:03. Заголовок: Re:


P.S. Вопрос о размножении МО-1-180 снимается - нашёл информацию о том, что из-за неграмотных действий командования 23 А в 1941 два транспортёра МО-1-180, подчинённые этой армии, были брошены против наступающих финских частей без прикрытия и попали к финнам практически целыми.

"Из примеров Второй мировой войны особенно впечатляет захват финнами двух советских 180-мм транспортеров на Карельском перешейке, где их подчинили оперативно армии, а армейцы перепутали их с бронепоездом, не дали пехотного прикрытия и поставили неадекватные задачи. Транспортеры в результате пришлось бросить, слегка повредив, к своим прорвалось меньше половины людей, а технику потом финны через несколько месяцев восстановили, "проконсультировавшись" с пленными. "
(с форума fortification.ru (C) Vladimir_Kalinin )

Вот такая хитрая у нас статистика: "попала в плен" одна батарея из 4-х МО-1-180, а установок восстановили 6.

С уважением Спасибо: 0 
Личное дело Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 6
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100