Отправлено: 20.12.06 20:48. Заголовок: минная война на балтике
Каково отношение участников форума к книге Богатырева и Ларинцева про потери флотов противника на Балтике в 1941 году? Каковы были упущенные возможности советского флота в минной войне? Почему немцам удалось набросать такое огромное количество мин в Финском заливе буквально под носом у советского флота?
Рапорт N: 781
Корабль: штаб командующего обеденненным флотом Балтийской Антанты
Откуда: Россия, Санкт Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 17.04.07 12:30. Заголовок: Re:
eugene пишет:
цитата:
Ведь это было вполне реально вплоть до оставления Таллина.
Зато сетевые заграждения ставили в полный рост. Да и против кого их ставить немецких минзагов или финских катеров. тут задача чужые тралить стояла важнее чем ставить свои.
Рапорт N: 782
Корабль: штаб командующего обеденненным флотом Балтийской Антанты
Откуда: Россия, Санкт Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 17.04.07 16:21. Заголовок: Re:
asdik пишет:
цитата:
Или бомбы возить.
Кстати а в чем прикол возить тральцами. Минная опасность (магнитные мины)? так в портах скопилось без дела около сотни бывших парусно-моторных шхун, и большенство их с деревяными корпусами. Чем не транспорт? недоверие прибалтийским экипажам?
Рапорт N: 520
Откуда: РФ, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 17.04.07 16:44. Заголовок: Re:
Гайдукъ пишет:
цитата:
Кстати а в чем прикол возить тральцами. Минная опасность (магнитные мины)?
Корабль с приличной грузоподъёмностью ("при необходимости можно было принять на борт 10 45-мм противотанковых орудий с передками и до 600 человек с личным оружием и запасом продовольствия на 5 суток"), хорошей скоростью, не особо большими размерами и более-менее нормальным вооружением. Мало ли что по пути встретится - контактные мины (всякие там ЕМС с И-74, И-23, И-24) или авиация, или те же ТКА 1, 2 и 3 флотилий (от последних ПМШ вряд ли уйдёт )...
eugene Низкая эффективность в моем понимании - это низкие потери немцев и финнов в сочетании с невысоким рангом потопленных кораблей.
СПРАВОЧНО: Для оценки результатов использования минного оружия в штабах флотов тех времен пользовались количественными и качественными показателями. В качестве количественных показателей принимали: а) количество боевых кораблей и транспортов, погибших или поврежденных от подрыва на минах; б) количество мин из числа поставленных, приходящихся на один погибший или поврежденный корабль (транспорт); в) общий расход мин, произведенный флотом за все время или за определенный период войны.
Приведенные ранее три количественных показателя, как считалось, не давали полного представления о действенности минного оружия. Учитывался еще и качественный показатель, т.е. в какой степени задачи, для решения которых требовалось применение минного оружия, оказывали влияние на ведение боевых действий, отдельных операций, а также на ведение кампании, войны в целом на морском театре (театрах). Субъективизм, однако…
Теперь статистика: КБФ, 1941год.
А)сведения о количестве мин различных образцов, выставленных нкнк, плпл и авиацией «Корабельные мины» (т. е мины, выставляемые нкнк): Обр.1908г.,1908/39г. – 2981; Обр.1912г. –529; Обр.1926г. -6785; КБ -977; Р-1 -114; «рыбка» -79; ГБ -12; ГМ -367. Итого : 11844
«подлодочные мины» (т. е мины, выставляемые плпл): ПЛТ -40 «мотала»(б. прибалтийские и трофейные финские, пр. Швеция)-50 Итого -90
Авиационные мины (т. е мины, выставляемые авиацией): АМГ-1 - 57 МИРАБ -13 МАВ-1 -43 Итого 113
Всего мин в 1941г. –12047 Минные защитники: Обр.1926г. -2090 Итого -2090
Б)Количество мин, поставленных кораблями разл. классов и самолётами: Минзаги –6996(«Ока»-3157, «Урал»-2992, «Ристна»-417, «Сууропи»-430) Эсминцы-1607 Тральщики-1235 Сторожевые корабли-572 Сетевые заградители-350 Катера-374 (тка-197; ска-177) Плпл-90 («Лембит»-40; «Калев»-10, др.-40) Всп.суда-710 Самолеты-113 (в июне-31;июле-69; в августе-3; в октябре-6)
Всего-12047
В)Распределение мин по классам заграждений Активные МЗМ –1984; Оборонительные, в т.ч. -позиционные – 8790 -противолодочные-684 -противодесантные-589 Итого -10063 Всего 12047.
Не указаны типы и количество морских мин, использованных подразделениями КБФ и частями РККА при обороне вмб и пб КБФ с суши в качестве элементов управляемых минных полей, элементов инженерных заграждений и использованных для подрыва береговых, портовых и других сооружений при оставлении вмб (пб). Обращаю внимание на относительно малое количество выставленных минных защитников, что сильно снижало тральную устойчивость наших минных заграждений
Низкая эффективность в моем понимании - это низкие потери немцев и финнов в сочетании с невысоким рангом потопленных кораблей.
В 1941 г. оборонительные заграждения свою задачу выполнили. Прорыва крупных немецких кораблей в не состоялось. Могут возразить, что немцы его и не планировли. Но мы этого не знали, потому обязаны были предусмотреть любую возможность. Уже то, что немцы свои планы не изменили оправдывает усилия на постановку оборонительных заграждений. Ув. АВС, есть ли данные по количеству мин, поставленных кораблями разл. классов и самолётами при постановке активных заграждений? В любом случае уоличество мин, испльзованных в 1941 . для эти челей сравнительно невелико. Рзультат тем не менее был - "Ильмаринен".
Cyr Низкая эффективность в моем понимании - это низкие потери немцев и финнов в сочетании с невысоким рангом потопленных кораблей. Это написал не я, а уважаемый.eugene (его пост выше моего), я просто "технически неудачно" процитировал, далее предложив "официальное мнение" тех времён на этот счёт, и высказав по этому поводу своё личное мнение... АВЩ пишет:
цитата:
Субъективизм, однако…
Cyr пишет:
цитата:
есть ли данные по количеству мин, поставленных кораблями разл. классов и самолётами при постановке активных заграждений?
Есть, но вывалю немного позже. Я Вам и пр. уважаемым форумчанам ещё "должен" две главы из БУМС-а. Что б уж до кучи (по БУМС)- главы были "изъяты" после выхода какого-то рук. док-а типа "НСШ". Я в субботу еду в СПБ на неделю в командировку, может быть узнаю в ВМА поточнее. Ответ в любом случае будет, будем надеяться - положительный.(Скажу по секрету,я -АВЩ, хотя АВС также есть на форуме) А с темой Вашего поста, уважаемый Cyr ,я согласен. А общая тема-"минная война на Балтике,41"- блин, конь не валялся...
Насчет отсутствия целей у финского побережья - это спорно. Финские минзаги- тоже цель. Кроме того, в финских портах базировалось большое число немецких кораблей разных типов. Турку был портом, в который приходили немецкие транспорты с военными грузами и шведские пароходы с железной рудой. Так что минная болкада Турку могла нанести большой вред финнам и немцам. Как я уже говорил, это сделать было вполне реально (во всяком случае, до оставления Таллина). Еще не могу понять, почему минные заграждения с подводных лодок ставились, в основном, около Либавы, а не в глубоком тылу противника (например, около Киля). Ведь активные постановки наиболее эффективны тогда, когда производятся в самом неожиданном и незащенном месте - то есть в тылу врага. Это же относится к постановкам с воздуха. Кстати, есть ли статтическая информация по активным постановкам советского флота - где и когда ставились и какими типами кораблей?
АВЩ
Старший лейтенант
Рапорт N: 86
Рейтинг:
0
Отправлено: 19.04.07 20:12. Заголовок: Re:
Справочно: (активные минные постановки плпл КБФ в 1941г.) 27.06.41 МЗМ №80А, у п.Мемель (20 мин. ПЛТ), интервал 60 м, углубление 3м.Ставила пл «Л-3».Мины поставлены отдельными несимметричными банками. 19.07.41 МЗМ №81А, у м. Брюстерорт (20 мин. ПЛТ), интервал 60 м, углубление 3м.Ставила пл «Л-3». Мины поставлены отдельными несимметричными банками. 13.08.41 МЗМ №82А, у м-ка. Ужава (10 мин. «Мотала»), интервал 60 м, углубление 3м.. Ставила пл «Калев». 17.08.41 МЗМ №83А, к весту от о.Борнхольм (20 мин. «Мотала»), интервал 60 м, углубление 3м.. Ставила пл «Лембит». 5.11.41 МЗМ №66, южн.часть пролива Бьёрке-Зунд (20 мин. «Мотала»), интервал 60 м, углубление 2,5м. Ставила пл «Лембит». По подводным лодкам на 1941г. ВСЁ…
Только к августу-сентябрю 1941г. разведке КБФ удалось достаточно точно определить морские коммуникационные линии противника в Финском заливе, однако уже с началом войны перед торпедными катерами КБФ была поставлена задача нарушить судоходство противника на линиях Ловиза — Кунда-лахт и Порвоо—Котка. Для выполнения задачи были созданы три группы торпедных катеров. Для действий первой группы отводился район бухты Кунда-лахт. Вторая группа должна была действовать в районе Кальбодагрунд — банка Воронина и третья — в шхерах южнее Котка. В полном объёме осуществить план активных действий не удались, изношенность материальной части, плохая погода и малочисленность действующих групп торпедных катеров заставили изменить его (плана) содержание. Основной упор в борьбе на морских сообщениях в Финском заливе был сделан на ночные минно-заградительные действия торпедных катеров. Путем проведения систематических выходов на постановку минных заграждений в шхерном районе Ловиза—о. Хаапсаари—Бьерке, на узлах морских путей в опушке шхер и на внутришхерных фарватерах противника предполагалось сковать его корабельные силы и обеспечить тем самым свободу пользования своими морскими путями в Финском заливе. Эти действия, были предприняты главным образом с оборонительными целями, но в связи с успешным выполнением плана минных постановок приобрели наступательный характер, так как значительное число минных банок (состоящих из мин двух-трех образцов) было поставлено на внутренних шхерных фарватерах противника. Мины ставились преимущественно торпедными катерами типа «Г-5» и только в ночное время, чем достигалась скрытность и, что считалось важным, (при задействованности ВВС КБФ на сухопутном направлении) не требовалось боевого обеспечения со стороны авиации. В ходе этих действий определился состав тактической группы катеров, предназначаемой для минных постановок. Группа в составе от двух до восьми тка (иногда вместе со ска), оборудованных для постановки мин, при навигационном и боевом обеспечении звена (как правило-3 ед.) катеров в торпедном варианте показала достаточно хорошую маневренность в темное время суток и могла глубоко проникать в воды противника. Торпедные катера могли принимать и ставить почти все типы отечественного производства, а именно мины образцов 1908 г., 1912 г., 1926 г. и типов «Рыбка», «РЯМ», «Мираб», а также магнитные мины типа «A-IV».
Торпедные катера проводили минные постановки в водах противника, на его внутренних защищенных шхерами путях в районе от острова Бьерке до меридиана 26°00'. В этом и была основная ценность использования торпедных катеров для минно-заградительных действий в стесненном районе Балтийского морского театра, тем более, что большая скорость передвижения катеров-заградителей, относительно малое удаление мест постановки от своих баз, а также малая осадка катеров способствовали успеху минных постановок. Минные постановки торпедных катеров в 1941г., по выводам командования КБФ, «ограничили свободу действий противника, который после подрыва нескольких кораблей на поставленных нашими катерами минах был вынужден приступить к систематическому тралению своих шхерных фарватеров. Вызвав дополнительное напряжение тралящих сил противника, поставленные катерами мины, несомненно, оказали сдерживающее влияние на его действия против наших морских перевозок в Финском заливе». К этому можно добавить то, что в предвоенные годы задачи выполнения минных постановок перед бригадами тка не ставились и, соответственно, ими не отрабатывались, что привело к определённому «запаздыванию» в использовании ткатка для активных минных постановок в 1941г.
почему минные заграждения с подводных лодок ставились, в основном, около Либавы, а не в глубоком тылу противника (например, около Киля).
К началу нашей ВОВ Германия воевала почти 2 года, т.е. 1) ПМО вмбвмб и основных ФВК была отработана в полном объёме. 2) Наши плпл у вмбвмб и портов Германии ждали бы не только немецкие , но и британские (выставлялись с 10.1939г. по 03.1945г.)МЗМ 3) При высокой вероятности невыполнения задачи поставленные мины вряд ли даже затруднили судоходство (с учётом 1) и 2))
Вот это - деятельность бритов в НАШЕМ РАЙОНЕ послевоенного боевого траления, так сказать. живьём. На координаты особо не смотрите - это то что НАМ ДАЛИ англы , а JPS, ЕМНИП, у них тогда не было, да и точность выставления авиацией мин-сами понимаете...
Не понимаю, почему активные минные заграждения ставили только торпедные катера и охотники. Если бы их ставили эсминцы, то потери вражеских флотов были бы гораздо больше. Так, например, во время "Нордвинда", выставь это минное поле эсминцы (и, селдовательно, оно насчитовало бы несколько десятков мин как минимум) мог бы подорваться не только Илмаринен, но и Вянемейнен или какой из немецких минзагов. Вспомним Хатцузе с Яшимой или Балтийский порт в 1916 году.
Alexey RA
Капитан 3-го ранга
Рапорт N: 539
Откуда: РФ, Санкт-Петербург
Рейтинг:
1
Отправлено: 24.04.07 15:57. Заголовок: Re:
eugene пишет:
цитата:
Не понимаю, почему активные минные заграждения ставили только торпедные катера и охотники.
Патамучта маленькие... при постановках у берега и в шхерах размер имеет значение...
eugene пишет:
цитата:
Если бы их ставили эсминцы, то потери вражеских флотов были бы гораздо больше.
Скорее уж, потери собственных ЭМ были бы выше... Вы бы хоть на карту посмотрели, что ли... или Вам уроков СФВ мало ("Кирова" того же), чтобы через 2 года опять наступать на грабли, заходя ЭМ в зону огня невскрытой БО финнов с калибрами от 152 мм до 305 мм (про финские/немецкие мины и ТКА тоже не забудьте)... Да и смысла в таких заграждениях нет, ибо тот же "Ильмаринен" подорвался только в силу невскрытости минной постановки... а когда у тебя под боком деловито снуют ЭМ, так и тянет поинтересоваться - а что это они делают у твоего берега...
Планирование постановок минных заграждений КБФ в 1941г. В соответствии с руководящими документами того времени и задачами, поставленными флоту, планирование постановок минных заграждений производилось в централизованном порядке штабом КБФ. К началу войны в штабе флота имелись разработанные планы постановок минных заграждений. Часть из этих постановок вошла в составленные планы первой операции флота. В этом плане, как можно судить по выполненным первым минным постановкам, обстоятельно были разработаны планы оборонительных минных заграждений в виде морских (минно-артиллерийских) позиций для защиты ВМБ и при оборудовании рубежей. При расчетах и разработке оборонительных заграждений был в определённой (но не в полной мере) мере учтен опыт постановки аналогичных заграждений, выполненных в период первой мировой войны русским флотом в Балтийском и Черном морях. Планирование активных минных заграждений в предварительных планах не было так тщательно отработано, как оборонительных. Подтверждением этого может служить ограниченное использование мин в активных заграждениях с подводных лодок и надводных кораблей Балтийского флота в 1941 г.: подводные лодки поставили всего 90 мин, постановка мин со сторожевых кораблей и тральщиков у о-вов Эрэ и Утэ носила достаточно случайный характер, катера для минных постановок в мирное время не готовились, а потому могли приступить к минным постановкам только с середины июля. По предварительно (до начала войны) разработанным планам выполнялись минные постановки в июне и июле 1941 г., т. е. в самом начале войны. В первые военные месяцы мины ставились прежде всего для защиты ВМБ, портов, побережья и флангов сухопутной армии от возможных ударов с моря. На выполнение самых больших оборонительных (позиционных) минных заграждений потребовалось: на Центральной позиции, у м. Ханко — о. Даго (незаконченной) — 8 суток. Запланированные сроки минных постановок не были выдержаны вследствие недостатка в кораблях-заградителях и необорудованных баз. Планы минных постановок на последующие месяцы составлялись заблаговременно, они корректировались и видоизменялись в соответствии со складывающейся обстановкой на театре. Так, минные постановки на Тыловой позиции (от о. Сескар до меридиана м. Шепелев) планировались уже во время войны в соответствии с обстановкой на Ленинградском стратегическом направлении. Активные минные постановки торпедных катеров у северного побережья Финского залива планировались также уже в ходе войны. (В дальнейшем планирование минных постановок на флотах производилось по годам и кампаниям. С флотов давались заявки снабжающим органам на доставку мин на данный год или период времени. Такими были минные постановки в Азовском море в 1942 и 1943 гг., а также постановки мин с катеров и самолетов в Балтийском море в 1943—1945 гг.) Не все постановки минных заграждений были выполнены в соответствии с предварительно разработанными планами. У Либавы постановки мин по плану не были выполнены в результате отсутствия запланированных для постановки кораблей и начавшихся боев за базу. В Ирбенском проливе вследствие необорудованной базы Усть-Двинск, недостатка топлива, трудностей с подачей мин на носители, ограниченных возможностей по времени из-за сложившейся обстановки, эск.миноносцы не смогли поставить всех минных заграждений, предусмотренных по плану. По предварительным расчетам эсминцы должны были ставить мины в Ирбенском проливе каждые сутки. Фактически же они смогли выполнить одну постановку в двое суток. При выполнении минных постановок в Балтийском море в июле-августе 1941 г. на короткий срок была нарушена централизация управления минно-заградительными действиями: планированием занимались параллельно два органа — штаб флота и штаб Северо-западного направления (через штаб минной обороны), вследствие чего случались недоразумения. В соответствии с планами минных заграждений разрабатывались и планы материально-технического обеспечения минным боезапасом. Накопление минного боезапаса и распределение его по базам производилось в зависимости от запланированной потребности в минах на данном театре. Для обеспечения первых минных постановок необходимый запас мин хранился в минных складах в базах флота. Для последующих постановок мины подавались на флот из тыловых и центральных складов. Для обеспечения отдельных постановок мины доставлялись во временные базы (на о. Лавенсаари и др.). (Во время войны часто производилась переброска мин из одной базы в другую.) Большое значение для выполнения минных постановок в заданные сроки имели подготовка и оборудование баз для подачи мин на корабли (стенки, пирсы, погрузочные устройства, подъездные пути, минные баржи, буксиры и пр.), а также организация снабжения кораблей топливом, артиллерийским боезапасом и другими видами снабжения и довольствия. Старые базы имели недостатки в оборудовании. В Кронштадте были ветхие подъездные пути. Новые западные базы — Таллин, Усть-Двинск, Либава были еще недостаточно оборудованы к массовой подаче минного оружия на носители. Временные базы на о. Лавенсаари и др. были также недостаточно оборудованы причалами и погрузочными средствами. Для выполнения постановок первых минных заграждений, в соответствии с разработанными планами, требующееся количество кораблей должно было быть заблаговременно распределено и закреплено за соответствующими базами и районами. Таким мероприятием должно быть обеспечено своевременное выполнение минных постановок. Для постановки мин у Балтийских островов и у Ханко кораблей выделено не было, и минные постановки в этих районах по большей части производились со вспомогательных судов, приспособленных для этих целей в соответствующих районах и базах. В первые дни войны в помощь личному составу складов (минных партий) при массовом приготовлении мин для постановки в оборонительных заграждениях командировались запальные команды с кораблей, не участвовавших в минных постановках. Районы для постановок активных заграждений распределялись и закреплялись за носителями — кораблями и самолетами. Для постановок мин с катеров выделялись определенные районы: на Балтийском театре — шхерный район у побережья Финляндии. Такое распределение кораблей для выполнения минных постановок по районам в целом себя оправдало.. Планирование постановок активных минных заграждений обычно увязывалось с общим планом использования кораблей в прибрежных районах противника с тем, чтобы в определенных районах могли действовать те или иные силы (надводные корабли, подводные лодки, авиация). Такие районы на ТВД предусматривались в первую очередь для действий подводных лодок. Планирование постановок оборонительных минных заграждений у своих баз согласовывалось с ПМО и ПЛО баз и плаванием кораблей по фарватерам военного времени. При планировании оборонительных заграждений в районе баз отводились акватории, прикрывавшиеся этими заграждениями, для проведения боевой подготовки кораблей в военное время. Для обеспечения точности постановки мин в заданном месте при предварительном планировании заграждения и оборудовании театра большое внимание уделялось навигационно-гидрографическому обеспечению. Оборудование районов гидрографическими средствами обеспечения производилось, как правило, заблаговременно, но в отдельных случаях – лишь непосредственно перед выполнением минных постановок.
Как, надеюсь, теперь всем видно, крупные (лидеры эсминцев и эсминцы) нкнк и специализированные (минные и сетевые заградители, частично тральщики) нкнк были привлечены, прежде всего к постановке оборонительных минных заграждений Передовой, Центральной, фланговых и Тыловой минных (минно-артиллерийских) позиций. Планы постановки этих позиций были разработаны ещё до начала войны, утверждены в ГШ ВМФ и соответствовали как теории военного и военно-морского искусства того времени так и действовавшим руководящим документам (см. НМО, БУМС и др.), и, что важно, были обязательны (!) к исполнению. Поэтому и, в части касающейся, командование КБФ и планирующие органы штаба флота, и, что обиднее всего, экипажи и командиры кораблей оказались в чистом виде «заложниками ситуации» отсутствия многовариантности в развитии событий, не нашедшей своё отражение в Решении Командующего КБФ на первую операцию флота. «Механизм» под ником КБФ в июне-июле 1941г. сработал так, как был «запрограмирован» до войны, последствия ошибок планирования, боевой подготовки и ведения разведки (в т.ч. противоминной) мы расхлёбывали своей кровью и потерями кораблей. (Было и много нарушений элементарных требований к той или иной в-м. деятельности отдельных кораблей и тактических групп…Это тоже не следует забывать). Вывод: как управляем, так и живём (или умираем). Но… Использование кораблей с достаточно большой осадкой для постановки оборонительных минных заграждений (следовательно, их неиспользование для активных минных постановок) «альтернативно» уменьшило их потери на ЗАБЛАГОВРЕМЕННО выставленных оборонительных минных заграждениях в терр.водах Финляндии и Германии. НО (опять таки из-за хренового качества работы разведорганов флота) ЭТО - УЖЕ «ПОСЛЕЗНАНИЕ»… Вот что остаётся пока за пределами рассмотрения – разумная инициатива командира Лен.ВМБ. Поняв, что немцы и финны в оперативном отношении нас «переиграли», он вышел на Ком.КБФ с предложением о перебазировании части тщтщ (на период мобразвёртывания и боевого слаживания призываемых кораблей и экипажей) из Кронштадта в Таллин. Это, на мой взгляд дельное (хотя для Ком. Лен.ВМБ - рискованное), предложение было реализовано лишь частично: тщтщ Лен ВМБ участвовали в боевом тралении (прежде всего в своей зоне ответственности) фарватеров коммуникации Таллин-Кронштадт и в проводке кораблей и транспортов в т.ч. и по этому маршруту.
Почему сразу не пишу координаты, ограничиваясь районом постановки? Дело не столько в трудоёмкости набора цифр (хотя и это тоже) со старых формуляров (недавно появившийся у меня сканер их просто не берёт), сколько в том, что планировали ТАК, ставили СЯК, тралили ЭДАК (и мы, и они). Соответственно разница по документам имеет место быть. Сложнее с немецкими и финскими заграждениями. Прежде всего, из-за разных значений в размерениях эллипсоидов, используемых для координатной привязки. Поэтому - всему своё время. (А что, кто-то решил сделать карту минных постановок?) Тогда готовьте листы карт по месяцам войны, или штрихуйте всю Балтику (кроме, в части касаемой, Ботнического залива).
Кстати, очень интересная тема – минирование своих (и международных/нейтральных) вод в годы ВМВ нейтральной Швецией. Может, что у кого есть?..
Справочно: (минные постановки сил КБФ в августе 1941г.). ФИНСКИЙ ЗАЛИВ 3.08.41 МЗМ №25А, 1 ряд, о.Эре (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставили БТЩ «Кнехт», БТЩ-215. 5.08.41 МЗМ №26А, 1 ряд, о.Эре (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2,5м. Ставили СКР «Циклон», СКР «Снег». 5.08.41 МЗМ №27, к северу от б. Васытина (8 мин. Моталла), интервал 30м, углубление 2,5м. Ставил буксир (№/название НЕРАЗБОРЧИВО). АКТИВНОЕ МЗМ (!!!) 8.08.41 МЗМ №27А, 1 ряд, к югк от о. Моргенланд (60 мин. обр.1926г.), интервал 60м, углубление 2м. Ставили СКР «Буря», СКР «Снег». 23.08.41 МЗМ №28А, 1 ряд, Между банками Лавенсаарскне-Нагаева (80 мин. обр.1926г., 35 мин.защ. обр.1926г), интервал соотв.60м, 90м, углубление соотв.2м, 5/17м. Ставили ЗМ «Ристна», СКР «Буря», СКР «Снег», ТР «Минула». 23.08.41 МЗМ №35А-54А, банка.Таллинская, Б.Копли-Лахт, о.Аэгна, о.Лэгна, банка Литтегренд (33 мин. обр.1926г., 67 мин. обр.1908г., 12 мин Моталла), интервал соотв.60м, 60м, 60м., углубление соотв.2,5м, 2,5м, 2,5м,. Ставили СКР «Буря», СКР «Снег», СКР «Буря»,ТЩ «Вайндло». Мины поставлены банками, по 4-5 мин в банке. Ну и МЗМ, поставленные авиацией и катерами…(см. ранее)
И вспомним, что творилось на СЗСН в августе 1941г... В перечень, повторюсь, не включены типы и количество морских мин использованных на сухопутном фронте (данных у меня нет). Также не включены мины, использованные для минирования акватории ГВМБ Таллин. Все географические названия приведены по формулярам минных заграждений. К этому времени, из-за смещения линии фронта на восток, часть оборонительных минных заграждений КБФ «стала» активными, которые, из-за относительно малого кол-ва минных защитников обладали малой тральной устойчивостью. Хотя, по понятным причинам, в активных МЗМ минных защитников было мало (или не было вовсе) и у противостоящей стороны.
Согласен !!.. ,сейчас понемногу готовлю справочный материал по отечественным и зарубежным минам и минным защитникам, исп. на Балтике, думаю всем будет интересно. Konstan, было бы очень здорово если б Вы о ней (трубке КА) рассказали, пока вываливается материал об МЗМ... С уважением, АВЩ.
В качестве индивидуальных противотральных приспособлений для якорных мин германский флот применял гофрированную трубку КА, надетую на верхнюю часть минрепа. Длина трубок КА зависела от типа мины. Для противолодочных типа UMB она составляла 18,3 м, для тяжелых противокорабельных типа ЕМС – 27,5 м. При попадании в трал и натяжении трубка начинала перемещаться по минрепу вверх и в конечном итоге замыкала механический взрыватель, размещенный в донной части мины. Происходил взрыв, уничтожавший трал. При встрече с выступающими частями на корпусе подлодки трубка пересучивалась и точно так же начинала смещаться вверх, как и при встрече с тралом. Кроме этого в качестве противотральных приспособлений использовались цепные минрепы различной длины. Резак трала заклинивался звеном цепи и, после обрыва троса, связывавшего цепной минреп и якорь мины, мина застревала в трале, делая его уборку опасной. Таким же образом получалось и с параванами (примеров в кампанию 1941 г. - масса). Тралящие части приходилось обрубать и тратить время на заводку новых тралов.
Заканчиваю с МЗМ финнов и немцев за 41-й год, но вываливать к Дню Победы, наверное, пошло... eugene пишет:
цитата:
Почему на 3 немецких минзагах, подорвавшихся 9 июля, были такие маленькие потери в экипажах?
На этот вопрос ответ почти впрямую дан на соседней ветке. Мои дополнения: -на ЗМЗМ при подрыве степени готовности кораблей и экипажей были всяко ниже, чем на наших нкнк, преодолевающих МЗМ, тралящих мины, совершающих прорыв с Таллина и т.д. (т.е. часть экипажа-сменившаяся и отдыхающая смены были изначально "выведены" из области поражения. О том, что поисково-спасательное обеспечение у немцем было развито лучше я думаю писать не стоит, это 1)и так известно 2) тема отдельного серьёзного разговора... С уважением, АВЩ.
Известны ли названия тех МО, которые поставили минную банку, погубившую Илмаринен? Получили ли их командиры какую нибудь награду? принципе, они вполне заслуживали Героя Советского союза. Нет ли об этом у кого информации?
АВЩ
Старший лейтенант
Рапорт N: 145
Рейтинг:
1
Отправлено: 13.05.07 18:24. Заголовок: Re:
eugene пишет:
цитата:
Известны ли названия тех МО, которые поставили минную банку, погубившую Илмаринен?
Ну неужели Вам самому неинтересно уточниться, где он наскочил на мину, сравнить этот район с районами постановок (см. ранее), узнать фамилии командиров на период постановки?.. Попробуйте-у Вас получится Если несрочно (или имеемых данных недостаточно)-подождите, когда вывалю и координаты МЗМ
И, вдогон, пара слов "об упущенных возможностях". Возможно было бы целесообразно, при приведении флота в БГ№2 предусмотреть постановку ОБОРОНИТЕЛЬНЫХ минных заграждений (в виде противолодочных завес) на частных узлах коммуникаций и узлах ФВК, и постановку противодесантных заграждений у Моонзундского архипелага. И то и другое произвести в своих террводах, с подготовкой (передача-по команде) сообщений об опасных в минном отношении районах. Под это дело (продолжение послевоенного (войны с Финляндией) траления) начать контрольное и разведовательное траление по определённым Планом маршрутам (не обязательно совпадающим с ФВК военного времени). Ну и ,естественно, увеличить кол-во вылетов разведавиации КБФ, поставив задачу и на попутную минную разведку (предусмотрев истр. прикрытие, в т.ч. способом "дежурства на аэродроме"). Предусмотреть возможность (т.е. предварительно спланировать и подвезти мины на аэродромы и/или на ближайшие склады) постановки активных минных заграждений авиацией (в т.ч. распорядительным порядком).
Рапорт N: 401
Откуда: Китайская Империя
Рейтинг:
0
Отправлено: 14.05.07 02:54. Заголовок: Re:
eugene пишет:
цитата:
Известны ли названия тех МО, которые поставили минную банку, погубившую Илмаринен? Получили ли их командиры какую нибудь награду? принципе, они вполне заслуживали Героя Советского союза. Нет ли об этом у кого информации?
Там сложное дело, поскольку, по одной из основных версий, "Ильмаринен" зацепил мину параваном при выходе со шхерного фарватера у Утё и тащил ее за собой, а при повороте подтянул к борту. Т.е. тогда выходит история схожая с подрывом ряда советских кораблей, и координаты заграждения и подрыва не совпадают. Поэтому претендентов там несколько - и постановка СКР, и ТКА с Ханко. Советую у М.Э. Морозова спросить.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 17
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет