Обсуждение торпедных катеров оказалось интересным, есть смысл выделить его в отдельную ветку. Не вызывает сомнений, что лучшими торпедными катерами дальнего действия ВМВ оказались германские «шнелльботы». Но вот вопрос – всем ли воюющим сторонам были нужны подобные ТКА? Или в определенных условиях гораздо полезнее были катера типа итальянских МАСов, британских «Восперов» или (о, Боже) наших Г-5? Можно ли сформулировать требования к некому «идеальному ТКА периода ВМВ»?
цитатаA report for that month stated that four Thornycroft CMBs had been completed in UK, believed to be for the Yangtze, while four others had been recently built for Canton.
Да верно, спасибо за поправку, я сейчас тоже глянул в первоисточник. Я писал по памяти, и у меня почему-то отложилось, что катера, заказанные Кантонским правительством там же и собирали.
Начал пытаться разбираться с типами подробнее. Для начала Vosper, по нему информации больше.
MTDV Bloodhound
Private venture Experimental type: MTB102
Admiralty order 10/12/1938 Experimental type: MTB 103
Admiralty order 14/11/1940 Experimental type 45 ft: MTB 108 (II) Разбомблен на стапеле
Vosper 60 ft Поправка к предыдущему! Норвежский номер 5 был реквизирован для RN, но MTB-номера не получил. Вскоре погиб.
Vosper 70 ft Admiralty order 15/8/1938 MTB 20-23 (20,21,23 поставлены Румынии и в RN практически не эксплуатировались)
Admiralty order 8/9/1938 MTB 28-30 Строились по проекту MTB 22, но субподрядчиками Thornycroft и Camper&Nicholson в силу загруженности верфей Vosper
Реквизированные греческие 70 ft MTB 69-70 Практически идентичны MTB 22 --------------------------------------- Admiralty order 27/9/1939 MTB 31-40 Несколько измененный 70.5 ft проект
Admiralty order 26/2/1940 MTB 57-66 Строились практически по проекту MTB 31-40 с небольшими изменениями ------------------------------- Admiralty order 14/5/1940 MTB 73-98 Значительно измененный проект. MTB 74 – специальный проект для Сент-Назерского рейда, MTB 75 разбомбили на стапеле, вместо него построен другой MTB 75 (II). Часть строилась по субподряду на других верфях.
Реквизированные греческие 70 ft MTB 218-221 Аналогичны MTB 73
Admiralty order 22/2/1941 MTB 222-241 Аналогичны MTB 73. Все строились по субподряду на других верфях.
Admiralty order 2/12/1941 MTB 242-245 Аналогичны MTB 73
70 футовых уже выделилось 3 подтипа (разделены горизонтальными линиями), и видимо будут еще.
цитатаНорвежский номер 5 был реквизирован для RN, но MTB-номера не получил. Вскоре погиб.
То-то я сомневался, что никак он не мог быть в октябре 40-го с норвежским экипажем у берегов Франции. wi пишет:
цитатаMTB 74 – специальный проект для Сент-Назерского рейда
Можно более подробно ТТХ (если можно - схему или фото). Крайне интересует британская версия гибели, т.к. располагаю только адмиралтейским отчетом 1946 г., где он числится пропавшим без вести. Однако ж, на его потопление претендует герм. ММ «Falke»
цитатаТо-то я сомневался, что никак он не мог быть в октябре 40-го с норвежским экипажем у берегов Франции.
Есть ли намеки на пребывание номера 6 в RN? Погиб 26.9.1940.
Scharnhorst пишет:
цитатаМожно более подробно ТТХ (если можно - схему или фото). Крайне интересует британская версия гибели, т.к. располагаю только адмиралтейским отчетом 1946 г., где он числится пропавшим без вести. Однако ж, на его потопление претендует герм. ММ «Falke»
Водоизмещение 30-31 т (полное 47 т) Размеры 71 фт 1/2 дм (макс) х 19 фт 6 дм х 2 фт 9 дм носом, 5 фт 6 дм кормой. Машины 3 Packard 4M-2500 12 цил., 3600 л.с./2200 об. в мин (4050 л.с./2400 об. в мин. макс) =39 уз макс. 2 вспом. Ford V8 150 л.с.=6.5 уз Топливо 2678 галонов Дальность 400(20) Вооружение 2-18 дм ТА, 8 0.303 дм пулеметов Экипаж 2+8
Схему попробую разместить в выходные.
Изначально по спецпроекту строился разбомбленный MTB 75, MTB 74 - его замена в смысле спецпроекта. Основное отличие от стандартного катера - поднятые вверх ТА в носу. Назначение - возможность стрелять через сетевое заграждение для атаки ЛК Scharnhorst в Бресте. После того, как Scharnhorst и Gneisenau удрали в Германию, катер был приписан к эскадре для рейда в Сен-Назер.
Во время рейда на обратном пути по реке остановился, чтобы подобрать двух людей с плота. В неподвижный катер попал снаряд с береговой батареи, после чего он был оставлен. Видимо все уцелевшие попали в плен, поэтому с судьбой катера разобрались не сразу.
цитатаЕсть ли намеки на пребывание номера 6 в RN? Погиб 26.9.1940
Sorry, я поддался на провокацию и как всегда, перепутал номера. Естественно, у берегов Франции погиб МТВ 6. Поэтому, сомневаюсь, что на нем был норвежский экипаж. 5-й погиб в 1941-м, вероятность, что норвежсцы его получили, ИМХО, повыше
цитатаSorry, я поддался на провокацию и как всегда, перепутал номера. Естественно, у берегов Франции погиб МТВ 6. Поэтому, сомневаюсь, что на нем был норвежский экипаж. 5-й погиб в 1941-м, вероятность, что норвежсцы его получили, ИМХО, повыше
Оба якобы изначально переданы Норвегии. Оба вступили в строй в мае 1940 г. Прямое указание на то, что катер реквизирован RN, нашел только для номера 5. Это все между собой согласуется?
Спасибо. А нельзя ли уточнить подробности гибели других катеров во время сен-назерского рейда? Адмиралтейский отчет, увы, немногословен: ML No.156 Damaged in action and sunk by own forces at St. Nazaire ML No.177 Missing, presumed sunk at St Nazaire ML No.192 (Free French Navy). Missing, presumed sunk at St Nazaire ML No.262 (Free French Navy) Missing, presumed sunk at St Nazaire ML No.267 (Free French Navy) Missing, presumed sunk, at St Nazaire, W France ML No.268 (Free French Navy) Missing, presumed sunk, at St Nazaire, W France ML No.270 Damaged in action and sunk by own forces at St. Nazaire ML No.298 Missing, presumed sunk, at St Nazaire, W France ML No.306 Missing, presumed sunk, at St Nazaire, W France ML No.446 Damaged in action and sunk by own forces at St. Nazaire ML No.447 Sunk in action, St. Nazaire. ML No.457 Sunk in action, St. Nazaire. MGB No.314 Damaged in action and sunk by own forces at St. Nazaire MTB No.74 Lost after leaving St. Nazaire, W France. Date approximate
В основном катера потоплены огнем береговой артиллерии. ML No.156 получил несколько попаданий при попытке высадить десант. В работе остался один двигатель, рулевое управление повреждено. Многие члены экипажа ранены, однако катер смог выбраться обратно. Утром экипаж переведен на «Ханты», а катер затоплен. Позже поднят и служил до 1951 г под номером ML2159 ML No.177 на обратном пути получил попадание 75 мм снаряда и затонул. ML No.192 при подходе к доку по реке попал большой снаряд, повреждено МО. Капитан приказал покинуть катер. ML No.262 на обратном пути попытался придти на помощь загоревшемуся ML457. Освещенный огнем катер стал хорошей мишенью и был потоплен. ML No.267 попал под интенсивный огонь при попытке высадить десант. Катер снесло на середину реки, где он видимо затонул. ML No.268 при подходе к доку по реке получил более одного попадания, загорелся и через некоторое время взорвался. ML No.270 получил повреждения рулевого управления, однако смог выбраться обратно. Утром экипаж переведен на «Ханты», а катер затоплен. ML No.298 случайно загорелся от разлитого на воде горящего топлива по пути обратно вниз по реке. Освещенный пожаром катер стал хорошей мишенью и был потоплен. ML No.306 по пути домой (самостоятельно в море) наскочил на миноносец Jaguar и несколько ТК и после ожесточенного боя сдался. Включен в состав германского флота как RA9. ML No.446 получил несколько попаданий при попытке высадить десант. Отошел вниз по реке. Наутро экипаж переведен на «Ханты», а катер затоплен вместе с ML159. ML No.447 потоплен артогнем в реке ML No.457 на обратном пути загорелся и был потоплен. MGB No.314 поврежден в бою, но благополучно выбрался. Утром экипаж переведен на «Ханты», а катер затоплен.
Admiralty order 17/4/1942 MTB 347-362 Построены по проекту с несколько измененным внутренним расположением по сравнению с MTB 73. Строились фирмой Vosper и субподрядчиками
Ordered 22/7/1942 MTB 363-378 (ex BPT 53-68) Ordered 15/3/1943 MTB 396-411 (ex PT 384-399) Лицензионные Vosper американской постройки. Аналогичны MTB 347.
Admiralty order 9/11/1942 Experimental 73 ft type: MTB 379
Admiralty order 10/3/1943 Vosper 73 ft Type I: MTB 380-395 Построены по несколько измененному проекту MTB 379
Admiralty order 2/12/1943 Vosper 73 ft Type II: MTB 523-537 Построены по несколько измененному проекту MTB 380. Изначально заказаны как MGB. MTB 534-535 не достроены, постройка MTB 536 отменена. MTB 537 закончен как target/towing boat CT.45
Уважаемые господа! Прошу помочь разобраться с организацией, дислокацией и командирами (хотя бы дивизионов и отд. отрядов) ТКа нашего флота в В.О. войне 1941-45 гг. и если возможно с кораблями и катерами ОВР и пограничниками. Понимаю что вопрос очень объемный и достаточно сложный, но ответ на эти вопросы мне найти не где удалось.
В 1937 г. MTB 1 и 7 обменялись номерами. Затем в 1938 г MTB 7 (первоначально MTB 1) обменялся номерами с MTB 13. Затем MTB 13 (все тот же бывший MTB 1) был переименован в MTB 19. В результате катера с номером 13 не стало вообще.
Admiralty order 4/3/1937 Experimental type: MTB 100 (x MMS 51) Экспериментальный быстроходный тральщик. Аналогичен 60 ft MTB, но двухвинтовой. Переоборудован в MTB в 1939 г.
Acquired 11/3/1941 PV boat: MTB 258 (x PT 9) Создан как PV (Private Venture) boat. Отвергнут Адмиралтейством после сравнительных испытаний с MTB 102 и продан США. Получен обратно по ленд-лизу.
Ordered 18/7/1940 MTB 332-343 (x CMTB 1-12) Строились в Канаде, но были в конце концов поставлены RN. Проект разработан на основе PV.
Подскажите, пожалуйста, что за катера (по внешнему виду - явно военной постройки) в послевоенный период носили номера Р1023-1026, Р3050-3055, Р5513-5516? Интересуют номера военного времени.
цитатаПодскажите, пожалуйста, что за катера (по внешнему виду - явно военной постройки) в послевоенный период носили номера Р1023-1026, Р3050-3055, Р5513-5516? Интересуют номера военного времени.
1023-1026: 523-526 3050-3055: 5010,?,?,5013,?,? (не нашел указаний на существование 3051,3052,3054,3055) 5513-5516: 513-516
Scharnhorst пишет:
цитатаА продолжение банкета последует??? Я понимаю, что нелегко
Я надеюсь. Действительно нелегко. За все эти BPB-шные MGB/MTB взяться пока не решился.
Есть вопрос, хотя и без особой надежды на ответ . Кто ни будь знает дислокацию флотилий британского «москитного» флота по годам и состав флотилий, опять же по годам? Или где это может быть?
Дизеля на тот момент ещё не достигли необходимого совершенства. Специально спроектированный бензиновый мотор как минимум не хуже, а чаще лучше. Если ТКА 100 тонный, там можно дизеля поставить, а на малом нет. И артвооружение для дизельного 100 тонного катера неправильное. Кстати, одноствольный 40мм «Бофорс» весил полегче большинства 37мм МЗА.
Немецкие дизеля были довольно совершенными, и разгоняли шнельботы до 37-38 узлов даже с бронированными рубками и полным артвооружением, да на счет надежноти сразу скажу не хуже бензиновых, да и незабывайте что бензиновые горели ооочень хорошо.
А на счет артилерии, незабывайте что МК-103 немецкая калибра не 37 а 30мм, т.к. она авиационная, и разработана была спец для истрибителей, а зн была легкой и скорострельной, и достаточно мощной для того что бы сбивать даже крепости, поэтому их на немцев и ставили(в носовой турели), а против надводных противников использовали уже действит 37мм МК42, 40мм, ну и конечно же фирлинги, под огонь посл, страшно было попадать не то что самолетам, но и катерам. Да и вообще опыт войны показал, что скорости в 35-37 узлов вполне хватало для торпедников на любом театре, поэтому мореходность и дальность делали шнельботы действит. практически лучшими катерами ВМВ.
Отправлено: 18.11.07 23:01. Заголовок: Да и у меня вопрос) ..
Да и у меня вопрос) Где можно в инете достать фотки Vosper TM-51 в его поздний период службы когда он вновь был вооружен бофорсом, и оставили ли при этом на нем торпедные аппараты?
Отправлено: 19.11.07 17:28. Заголовок: Friedrich Должен ко..
Friedrich Должен констатировать, что Вы все напутали. Во-первых, голландский ТМ-51 никаким боком не относился к продукции фирмы Vosper - этот катер спроектирован и построен British Power Boat. Во-вторых, насколько мне известно, 40-мм Бофорса он никогда не нес. Первоначально его вооружали парой 20-мм авиационных "Испано-Сюиза" и двумя ТА, а по прибытии в Англию, по всей видимости, все это снималось и заменялось на 1 "эрликон" и пару спаренных полудюймовых "виккерсов". Катер был передан Королевскому флоту как MGB-46, потом ненадолго возвращался голландцам, но затем снова до конца войны действовал под британским флагом как учебный. Так что, с середины 1940 г. катер нес стандартное вооружение британских MGB...
Кстати, навеяло любопытный вопрос - почему в MGB переоборудовались катера постройки British Power Boat, а не Vosper? Насчет последних известен только один случай, и тот импровизированный - это когда МТВ-57 в Александрии переделали.
Должен констатировать, что Вы все напутали. Во-первых, голландский ТМ-51 никаким боком не относился к продукции фирмы Vosper - этот катер спроектирован и построен British Power Boat. Во-вторых, насколько мне известно, 40-мм Бофорса он никогда не нес. Первоначально его вооружали парой 20-мм авиационных "Испано-Сюиза" и двумя ТА, а по прибытии в Англию, по всей видимости, все это снималось и заменялось на 1 "эрликон" и пару спаренных полудюймовых "виккерсов".
Да признаю с фирмой может и напутал, но в целом эт не меняет сути дела, просто у меня есть как раз инфа о том что его вооружали бофорсом, и 12.7мм пулеметами, или эрликонами, точно щас на счет легкой не помню, а вот что бофорс стоял на корме эт да, да и фотографии катеров несильно отличавшихся от него с бофорсами я видел. И кстати его несколько раз перевооружали, и есть вариант с эрликоном на корме и 12.7 спарками, и вариант с эрликонами одиночными вместо 12.7, торпедными аппаратами, и глубинными бомбами на кормеАк
"...вечером 12 марта, когда группа «шнелльботов» случайно обнаружила отряд британ-ских эсминцев, выдвигавшихся напере-хват итальянского конвоя. В результа-те атаки шести катеров был торпеди-рован эскадренный миноносец «Лайтнинг». Корабль затонул. Командира отличившегося S-55 24-летнего обер-лейтенанта Хорста Вебера, на счету ко-торого были уже два эсминца и под-водная лодка, наградили Рыцарским крестом." Это выдержка из МК о "шнельботах". Хотя по количеству потопленных боевых кораблей противника упомянутый катер потянет на звание самого эффективного боевого корабля ВМВ, подробностей этого боя не удалось нигде найти (в лучшем случае упоминания).
Отправлено: 13.12.07 01:16. Заголовок: Я кон посм МК еще р..
Я кон посм МК еще раз про этот бой) но скорее всего это из оффициальных морских документов, врятли опубликованных. Да и список литературы в МК тож надо посм, вполне возм англ и(или) нем источник не переведенный на русский. Да вообще в войне на море мног странностей) Бывало что вспоогательный крейсер наносил тяжелые повреждения легкому крейсеру(англ), а вскоре он(крейсер) бесследно исчезал. И о бое известно только со слов нем моряков. Эт я так к примеру странностей и недостатка информ=)
Отправлено: 14.12.07 14:35. Заголовок: Если о немецким торп..
Если о немецким торпедным катерам МК посвятила отдельный выпуск, то английские ТКА оказались как-то в тени. Непонятно, чем они занимались во время ВМВ в Ла-Манше, в Северном и Средиземном морях. Читал только отдельные ссылки о их действиях против рейдеров"Тор" и "Комет" в Ла-Манше да атаках против экс-итальянских миноносцев в Адриатическом и Тирренском морях. Насколько эффективно использовались британские "москиты"?
Британские "москиты" использовались очень эффективно - я бы сказал, что не менее эффективно, чем немецкие (с учетом разницы в задачах). Русскоязычных публикаций по ним мало, в первую очередь, из-за того, что их не так много и на английском. "Морская коллекция" вроде бы собирается выпустить номер по британским катерам...
Отправлено: 04.04.08 13:55. Заголовок: Насклолько я знаю, н..
Насклолько я знаю, немцы достаточно активно испльзовали трофейные торпедные катера (особенно на Средиземном море), хотя имели множество прекрасных своих. С чем это было связано и насколько это себя оправдывало? Ведь облуживание матчасти иностраной постройки, допустим катеров МАS, значительно проблематичнее, чем своих, даже если они захвачены в идеальном состоянии?
Отправлено: 04.04.08 17:21. Заголовок: Не знаю, почему у Ва..
Не знаю, почему у Вас сложилось такое мнение, т.к. использование немцами трофейных ТКА в действительности носило весьма ограниченный характер. Давайте разберемся детально. Всего в состав флота входило ровно 50 трофейных ТКА (это те, что числились как ТКА, не учитывая британский MTВ-314, числившийся раумботом, или наши Г-5, ни один из которых шнелльботом не обзывался). Конкретно по каждому катеру: болгарский S-1 - то же Люрссен, ничего "трофейного" 8 голандских катеров S-151-158 - те же Люрссены с дизелями, достраивались вообще немцами по измененному проекту. Тоже ничего "трофейного" 8 голландских BPB - дык немцы их быстро сплавили союзничкам, сами не использовали 2 греческих "торникрофта" - в качестве ТКА практически не использовались, почти сразу переданы в состав Kustenschutz-флотилий с соответствующим переобозначением 3 трофейных англичанина - сведений по ним крайне мало. Два вроде бы погибли в бою, один от пожара. 13 МАСов - 7 на Черном море практически не использовались, переданы румынам; 6 на Средиземке использовались в основном не по прямому назначению; по крайней мере, в состав флотилий шнелльботов ни один из них не включался. 5 бывших югославов - опять же стандартные люрсеновские катера, только с бензиновыми моторами. Входили в 24-ю флотилию, успехами не отметились. 10 бывших итальянских MS - однотипны югославским, т.е. те же Люрсены. Часть захвачена на стапелях и достраивалась уже немцами. Входили в 24-ю флотилию, успехами не отметились. Итак, что мы имеем в сухом остатке? Все трофейные ТКА, что использовались немцами именно как ТКА, - это катера, построенные либо Люрсеном, либо по его проекту. Единственная отличающаяся матчасть - это итальянские бензомоторы. Но если у катеров одной флотилии моторы одинаковые - то и Бог с ними, обслуживать не особо труднее.
13 МАСов - 7 на Черном море практически не использовались, переданы румынам
Сергей, мы это уже обсуждали как-то. Не передавали немцы их румынам. Действительно, видимо использовали немцы MAS'ы на Черном море мало, ну так не надо забывать, что для них просто не было особых задач с учетом их дальности плавания, а дальше, скорее всего, уже элементарно возникли проблемы с запчастями и пр.
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 16
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет