Дорого всем времени! Нужны подробные данные по составу и дислокации авиации ВМФ Японии на Курилах и Сахалине в момент вступления в войну с СССР, и последующие изменения, если они были.
Есть такая книга - «СССР в войне с Японией» 60-х - 70-х годов издания (сейчас под рукой нет, утром посмотрю) - вот там, если мне не изменяет память, что-то было
553-й кокутай на Шумшу - смесь B6N и B5N (согласно «торнадовской» брошюрке - 13 B6N и 21 B5N2). Специальный отряд камикадзе (хоку-кокутай) - смесь B5N и «Зеро» А6М (всего не более двух десятков; «торнадовская» брошюрка говорит только про «несколько B5N2»).
Последняя часть 18 августа потопила самоубийственной атакой советский катер-тральщик КТ-152 («торнадовский» текст сообщает, что атаку произвели четыре B5N2) . Известно, что в тот же день повреждения от близких разрывов бомб в результате атаки одиночного японского самолета получил ПСКР «Киров».
Согласно Стрельбицкому, два японских самолета были сбиты в ходе высадки на Шумшу тральщиком Т-525 (типа АМ), 7 самолетов были сданы японцами советскому командованию 22 августа, однако известно, что до настоящего времени на острове сохранились остатки более 10 японских самолетов, в том числе шести «Зеро» и нескольких B5N и B6N.
Всем доброго времени суток. По поводу острова Шумшум. Я сам с Сахалина. Чтоб попасть на остров тебе надо приехать сперва на Сахалин. После этого угадать момент чтоб попасть на параход, другой транспорт туда не ходит, параход ходит два раза в месяц и то летом, и спустя полторы суток ты почти на месте. Но это ещё не финал истории. И Сахалин и Курильские - это одна и таже область - Сахалинская. Но на Курилах могут возникнуть проблемы с погранцами, официально острова открыты, но только официально. Но тут могут возникнуть проблемы связанные с особенностью нашей природы, не так просто что либо найти в наших лесах, мне известно место размером 500*500м где лежит Ил-2, но в течении 4-х лет не могу его найти. Ил лежит до сих пор, люди на него натыкаются, но при прозьбе показать его начинаем вместе бродить по сопке и удивляться куда он делся.
P.S. У меня к вам такая прозьба правда не по теме. Интересует такой вопрос. Пробитие 800-кг бомбы бронепалубы это еденичный случай или закономерность (я по поводу Аризоны)? Есть ли ещё подтверждённые факты пробития бронепалуб бомбами на других караблях 7 декабря?
Благодарю за информацию. Меня интересуют именно останки B5N - все, что сохранились.
Gaduka пишет:
цитатаПробитие 800-кг бомбы бронепалубы это еденичный случай или закономерность (я по поводу Аризоны)?
Ну, если говорить непосредственно о Пирл-Харборе, то по два попадания такими бомбами получили «Мэриленд», «Аризона», «Вест Вирджиния» и «Теннесси». Сколько-нибудь серьезные последствия возникли только на «Аризоне» и «Вест Вирджинии», но не факт, что взрыв зарядных погребов ГК «Аризоны» был напрямую связан с последствиями 800-кг попаданй - есть версия, что причиной могла быть 250-кг бомба с D3A.
О В5N чесно говоря ничего не слышал. Последняя официальная информация о японских самолётах найденых на территории Сахалинской области датирована 89 годом (кажется). В сопке был обнаружен подземный аэродром с 4-мя самолётами в рабочем состоянии. Не о их типе, не о их судьбе мне неизвестно и по сей день. Вообще японцы оставили на островах сильноразвитую и хорошо замаскированную систему подземных коммуникаций. В них что только не находили, правда опасное это дело (много мин ловушек они оставили в них и при нахождении таких мест ФСБ заваливают в них входы от греха подальше). Последний найденный самолёт - Р-39 Аэрокобра в 1998. Был пожар в лесу. На выстрелы сбежались люди - это начал рваться боекомплект в самолёте. Было это в нескольких десятках километров от областного центра.
Про Перл. Четыре карабля получили 800-кг бомбами. По американской официальной версии именно 800-кг бомба уничтожила Аризону пробив пару палуб и бронепалубу. Вот меня и начали гложить сомнения, у остальных трёх (как минимум) линкоров схлопотавших подобные бомбы они так же «глубоко» прошли или это сама Аматерассу улыбнулась тому японскому пилоту.
P.S. А что именно ты ищишь по B5N? Может чем смогу помоч?
цитатаВот меня и начали гложить сомнения, у остальных трёх (как минимум) линкоров схлопотавших подобные бомбы они так же «глубоко»
Почти так же - обе броневых, 2я и 3я, были пробиты на «Вест Вирджинии», хотя горизонтальная защита «Биг Файф» была солиднее, чем на старой «Аризоне». Не слишком серьезные разрушения, на мой взгляд, объясняются тем, что это были снаряды - а в снарядах содержание взрывчатки всего 2,5-3,3% от общего веса, «настоящие» бронебойные бомбы в этом отношении гораздо эффективнее.
По B5N - были ли на вооружении этих частей на Курилах авиаторпеды? Какие? Я сильно сомневаюсь в том, что B5N мог эффективно применять «тип 91 мод 7», тем более с довольно коротких островных полос, которые не развернешь «против ветра». Кстати, какова длина японских ВПП на островах? Было ли какое-либо покрытие? И последнее по B5N - была ли реально на вооружении заводская или полевая модификация самолета с передним стрелковым вооружением? Есть обрывочные сведения, что в конце войны немногие оставшиеся в живых «кейты» вооружались 1х7,71 или 1х13,2мм в одной из плоскостей.
По поводу торпед. Японцы не собирались вести активные наступательные действия с Курил. Островная авиация до начала боевых действий занималась только разведкой (по крайне мере прожив на Сахалине 18 лет я ни разу не слышал об торпедной атаке с самолёта в наших водах). Японцы более мение ожесточённо сопротивлялись только на Шумшуме, Шикотане, юге Сахалина и Кунашире. Горнизоны на островах были сравнительно малочисленны и готовились они к обороне и осаде (были построины развитые подземные коммуникации как я уже говорил с большим колличеством складов как боеприпасов и оружия так и провизии, построено море ДОТов со смертниками в них). Применение бронетехники отмечалось только на Сахалине, Шумшуме и Шикотане. По поводу размаха подземных коммуникаций японцев. На мысе Крильён (самая южная точка Сахалина) стояла японская погранзастава. Сейчас рядом с теми местами стоят наши части. Подземные коммуникации имеют «глубину» четыре этажа (наши просто дальше не спускались так как заканчивалась длинна армейского телефонного кабеля, но все уверены что это далеко не придел). Там был найден один схрон провизии и оружия. Арисаки были все в масле и боеспособны (мужики проверили пока ФСБешники не прилетели за ними), с патронами были проблемы (из 100 патронов около 40 дали осечку). Очень пондравились Отцу. А вот рис и салёное мясо оставело на всех несгладимый отпечаток (они его ели практически всю зиму). Возникает один вопрос. Зачем такие запасы и усилия для постройки всего этого для жизнедеятельности одного погранотряда? По поводу полос японцев. На Кунашире есть аэродром Буревестник, он достался нам от японцев. Так отзываются о нём пилоты: «Полоса создавалась для камикадзе, только на взлёт. О возможности садиться на неё ни кто даже и незадумывался.» В настоящее время туда летают Ан-24. До этого стоял полк МиГ-23. Покрытия полосы как такового нет (лежат наши гофрированные аэродромные листы). По поводу длинны полос. Пока летали Ил-14 полосу удлиннять обходимости небыло. По погоде этот аэродром считается у нас самым не предсказуемым. Летя туда экипажи берут с собой 4-х дневный запас еды «на всякий случай» (погода изменчива как женское настроение). По поводу вооружения на B5N посмотрю дома (в нет выхожу с работы) постараюсь найти информацию к понедельнику.
цитатаВроде бы задачей этого 553-й кокутая были в основном разведка, патрулирование и ПЛО, так что торпед, возможно, и не было.
А как отражать МДО? Только силами хокуто? На много не хватит... Или японцы сразу считали невозможной высадку на Курилах союзников и готовились воевать здесь только с ВМФ СССР?
цитатаА как отражать МДО? Только силами хокуто? На много не хватит... Или японцы сразу считали невозможной высадку на Курилах союзников и готовились воевать здесь только с ВМФ СССР?
Ну, до 1945 г Курилы были, по существу, задворками Метрополии и непосредственной угрозы для них не было, а к лету 1945 г японцам стало уже не до обороны Курил... В сущности, единственной проблемой для японцев в районе Курил до 1945 г были действия американских ПЛ, для противодействия которым, возможно, этот кокутай и держался.
Ну, вообще, как принято считать, японская морская авиация за войну потопила самостоятельно или совместно с надводными кораблями (или способствовала потоплению, или могла способствовать) 14 американских ПЛ, но вроде бы B5N имеют отношение только к гибели SS 210 Grenadier плюс, возможно, SS 208 Grayback.
Вот список:
APS 1 (ex SS 166) Argonaut - потоплена 10.01.1943 самолетом 582-го кокутая и эсминцами Maikaze и Isokaze у Новой Британии. 582-й кокутай имел на вооружении А6М и D3A.
SS 219 Amberjack - потоплена 16.02.1943 атакой гидросамолета E13A1 958-го кокутая, миноносца Hiyodory и охотника Ch 18 у Новой Британии.
SS 207 Grampus - по одной из версий, была 19.02.1943 потоплена самолетом 958-го кокутая (каким?) у Новой Британии, по другой (наиболее распространенной) - эсминцами Minegumo и Murasame в проливе Блэккет в ночь с 05 на 06.03.1943 незадолго до того, как они сами были потоплены в известном бою у Коломбангара.
SS 210 Grenadir - 21.04.1943 получила тяжелые повреждения в результате атаки одиночного самолета 936-го кокутая близ Пенанга и на следующий день была затоплена экипажем. Данные о том, что самолет был не то E13A1, не то B5N2, есть на: http://www.j-aircraft.com/faq/floatplanes.htm
SS 275 Runner - пропала без вести близ Хонсю после 26.06.1943. По одной из версий, потоплена японской морской авиацией 01.07.1943.
SS 181 Pompano - пропала без вести близ Хонсю 03.09.1943. По одной из версий, потоплена японской морской авиацией.
SS 290 Cisco - наиболее вероятно, что была потоплена 28.09.1943 атакой гидросамолета F1M2 из 954-го кокутая и канонерской лодки Karatsu (бывшая американская PR 7 Luson) в море Сулу.
SS 238 Wahoo - потоплена 11.10.1943 в проливе Лаперуза совместными действиями гидросамолета Е13А1 из кокутая «Оминато», охотников Ch 15 и Ch 43 и тральщика W 18.
SS 289 Capelin - по одной из версий, 01.12.1943 потоплена в Молуккском море самолетом 934-го кокутая и минным заградителем Wakatake (другие версии - мина или атака 23.11.1943 старого эсминца Hasu). Точный состав 934-го кокутая не знаю, но известно, что на его вооружении в том числе состояли гидроистребители A6M2-N.
SS 208 Grayback - по наиболее распространенной версии, была потоплена 27.02.1944 южнее Окинавы палубной авиацией авианосца Shokaku (во время перехода оного в Сингапур?). Точных обстоятельств атаки я в литературе не встречал.
SS 211 Gudgeon - наиболее вероятно, что была потоплена 18.04.1944 гидросамолетом Е13А1 из 901-го кокутая в Филиппинском море.
SS 257 Harder - потоплена 24.08.1944 у Батаана эскортным кораблем № 22 при содействии гидросамолета Е13А1 из 901-го кокутая.
SS 277 Scump - потоплена 11.11.1944 в Токийском заливе, по одним данным, гидросамолетом A6M2-N из 453-го кокутая самостоятельно, по другим - во взаимодействии с эскортным кораблем № 4.
SS 237 Trigger - потоплена 28.03.1945 у Кюсю эскортными кораблями Mikura, № 33 и № 59 при содействии авиации (какая часть?).
Плюс, 06.08.1945 армейским самолетом Ки-51 из 73-го Chutai была потоплена у Бали ПЛ SS 332 Bullhead.
Несколько не по теме, вернее совсем, но не хочется заводить новый топик, в котором явно не будет более трех-четырех постингов. Вопрос: гибель американского ЭМ «Meredith» - были ли торпедные попадания с B5N? Я где-то уже задавал этот вопрос, но увы... И атака Порт-Дарвин - применяли ли B5N торпеды? Пару слов в объяснение - этот самолет, «Кейт», при всех своих недостатках, оказался совершенно исключительным для своей роли одним качеством - прекрасной устойчивостью на малых высотах, что в сочетании с умением пилотов действительно делало его опасным оружием. Я собираю все данные по боевому применению этого аппарата, который явно достоин более подробного упоминания в работах о войне на Тихом океане. Как и D3A, но это отдельный разговор.
цитатаВопрос: гибель американского ЭМ «Meredith» - были ли торпедные попадания с B5N? Я где-то уже задавал этот вопрос, но увы... И атака Порт-Дарвин - применяли ли B5N торпеды?
Честно говоря, конкретно этим не интересовался. Насчет Порт-Дарвина - в имеющихся у меня под рукой «мурзилочных» источниках говорится, что японцы только бомбили, что B5N2 «отбомбились» и т.п. Скорее всего, так и было, поскольку применение торпед в порту при отсутствии там тяжелых кораблей попросту не имело особого смысла. Более того - как я понимаю, основной целью «Кейтов» там были сооружения порта.
Кстати, до кучи, хоть и совсем не в тему. Кроме SS 332 Bullhead, на счету японской армейской авиации есть еще одна ПЛ - английский подводный минный заградитель Porpoise, потопленный армейским самолетом у Пенанга 19.01.1945 (по другим данным, самолетом была только повреждена, после чего по топливному следу найдена и добита японскими надводными силами ПЛО). Хотя сколько-нибудь внятные описания обстоятельств ее гибели мне не попадались.
цитатаКроме SS 332 Bullhead, на счету японской армейской авиации есть еще одна ПЛ - английский подводный минный заградитель Porpoise, потопленный армейским самолетом у Пенанга 19.01.1945
Есть ли окончательная ясность с авиагруппой «Унрю» в последнем походе и особенно с ее применением? Верить А.Тулли или нет?
Аэродром Буревестник имевший позывной "Гвардеец" расположен на острове Итуруп,а не на Кунашире.Полоса там года этак с 1980 вполне современная-из бетонных аэродромных плит,а вот прежнюю "железку" свернул в рулон тайфун "Тип"вместе с исребителями Миг-17,которые там тогда базировались.После этого события,-а для многих и трагедии,т.к.были и человеческие жертвы;-решено было строить современную ВПП.Позже появился и новый поселок для летчиков и техников ИАП.Назывался и называется -"Горный".А вот на Кунашире,батенька,расположен аэродром Менделеево.
Здравствуйте всем!!! Собственно в тему. Япония начала усиленно наращивать мускулы на Курилах после фиаско на Алеутах, Оборона Чесима Рето (Курильских островов) строилась против американцев, по образу и подобию и с учетом опыта боевых действий на Юге. Существовала опасность нападения на Японские острова с Аляски, так как это самое кратчайшее расстояние. Америка усиленно делала вид, что в 1944-45 годах события будут развиваться по этому сценарию, японцы вначале делали озабоченный вид в пику американцам.... Это вкратце предыстория. По поводу авиации ВМФ есть более менее правдоподобные данные от японских источников на 1943-44 годы о. Шумшу (аэрод. Катаока, г/аэрод. Бетоби) - 36 палубных истребителей Мицубиси А6М Рейзен 12 морских палубных бомбардировщиков-торпедоносцев Накадзима B5N2 6 летающих лодок-разведчиков Каваниси H8К Сейку 6 разведывательных гидросамолётов Айчи E13A Раюн
о. Парамушир (Какумабецу, Сурибачи и Мусаси) - 18 морских дальних бомбардировщиков Мицубиси G4M 6 палубных пикирующих бомбардировщиков Айчи D3A о. Матуа 6 палубных пикирующих бомбардировщиков Айчи D3A о. Итуруп (аэрод. Тенней, г/аэрод.Тошимое) 6 палубных пикирующих бомбардировщиков Айчи D3A 6 летающих лодок-разведчиков Каваниси H8К Сейку 6 разведывательных гидросамолётов Айчи E13A Раюн Все аэродромы имели, как правило, стационарные ВПП с бетонным покрытием порядка 1000-1200 метров, кроме того имелось нечто типа запасных ВПП с грунтовым покрытием, расположенных под углом к основной ВПП близким к 60-80 гр., что учитывало изменчивость погодных условий и давало возможность совершения посадки при сильном боковом ветре. По конкретной модификации конкретного типа воздушного судна могут быть разночтения, так как в источнике этого нет. К примеру Мицубиси А6М Зеро или Зеке, а может и те и другие. Данная группировка сохранялась примерно до осени 44-го, весны 45-го (осени ИМХО), т.е. до того времени пока там находился флот... К августу 1945 на островах осталось до 12 самолетов, предположительно Накадзима B5N2, KATE, из них 5 самолетов со смертниками на Шумшу (боеготовых?), 6 на аэрдроме Тенней о.Итуруп Вот эти пять и принимали активное участие, по мнению некоторых исследователей, в боях против высадки Курильского десанта. Что же касается армейской авиации то здесь ситуация более запутанная, т.к. авиация есть авиация, летай туда сюда... Более мение понятно положение истребительных полков (сентаев), со штурмовой и бомбардировочной сложнее. Есть мнение, что авиация сухопутных войск базировалась на островх в летние периоды, когда погода наиболее благоприятствовала. Собственно, вкратце, доклад закончил. Буду рад если у кого-то есть другое мнение или дополнительные материалы....
Все даты в формате GMT
3 час. Хитов сегодня: 27
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет