Форум ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА


Цусима.SU

ВНИМАНИЕ!!!
Форум переехал на новый адрес http://tsushima.su/forums.
Этот форум больше не поддерживается

Другие тематические ресурсы:
форум ПОРТ-АРТУР;
История Цусимского сражения;
Жизнь Императора Николая II


Ответов - 1 [только новые]


Алекс
Капитан 1 ранга


Рапорт N: 498
Откуда: Россия, Москва
Рейтинг: 0
ссылка на сообщение  Отправлено: 27.03.07 19:11. Заголовок: Бой "Бенгала" с японскими Вкр.


... сь и «Ондине». Первый снаряд попал в фок-мачту, оставив от нее обрубок довольно значительной величины. Австралийцы то же не остались в долгу, добившись еще нескольких попаданий в надстройку «Хококу Мару». На японском вспомогательном крейсере велась отчаянная борьба за живучесть корабля. Но пожар вышел из под контроля и вскоре охватил почти все судно.
«Бенгал» тем временем все больше уклонялся к северу. В 12.40 рейдеры страны «Восходящего солнца» вышли из углов обстрела носовой 12-фунтовки. К тому же к орудию осталось всего 5 снарядов. К этому времени тральщик двигался курсом 200о, преследуемый «Айкоку Мару». Стремясь укрыться за дымовой завесой, с тральщика скинули дымовые буи, которые, однако, не сработали. В 12.41 второй снаряд поразил тральщик в корму. В офицерских помещениях возник пожар, который вскоре удалось погасить. Но и на этот раз, как и при первом попадании, обошлось без жертв. Через 4 минуты лейтенант-командер Вильсон принял решение выйти из боя, прикрывшись дымовой завесой. «Ондина» наблюдалась по корме на расстоянии 7 миль от ближайшего рейдера. Но, тем не менее, артиллеристы «Айкоку Мару» стреляли достаточно точно, снаряды ложились очень близко у борта. Поэтому в 13.04 тральщик изменил курс на 10 градусов (230о по компасу).
В это время экипаж «Хококу Мару» продолжал вести огонь по «Ондине» и одновременно бороться с пожаром. В 13.08 в мостик танкера попал снаряд, вызвавший на нем пожар. Но это стало последней удачей комендоров вспомогательного крейсера. Поняв всю бесперспективность борьбы с огнем, капитан 1 ранга Хироши Имазато приказал экипажу покинуть обреченное судно. В 13 часов 12 минут пламя достигло погребов боезапаса, и «Хококу Мару» исчез в огромном огненном шаре. В рапорте лейтенант-командера Вильсона указывалось, что пламя поднялось в верх на несколько сотен футов. После того как дым рассеялся, от японского рейдера на поверхности моря остались только мелкие обломки. Вместе с кораблем погибли 76 членов экипажа, в том числе и его командир.
В 13.20 с «Бенгала», все еще обстреливаемого «Айкоку Мару», далеко за кормой в последний раз видели «Ондину». В 13.40 тральщик прекратил ставить дымзавесу. Когда он через пять минут рассеялся сигнальщикам никого обнаружить не удалось. «Бенгал» лег на курс 305о, и в машине уменьшили обороты до 170 в минуту. На этом бой для него завершился. Помимо двух пробоин на тральщике были сильно посечены осколками от близких разрывов надстройки и корпус, повреждена обмотка размагничивания и противолодочное оборудование, затоплена носовая провизионная кладовая. Но, тем не менее, на корабле, как это не покажется странным, отсутствовали даже легкораненые, с учетом того, что по оценкам индийских моряков японцы выпустили по «Бенгалу» более 200 снарядов.
Для «Ондины» же наоборот настали самые трудные минуты сражения. Бросив заниматься индийским тральщиком, «Айкоку Мару» устремился в погоню за удирающим танкером. К этому времени от первоначального боезапаса в 32 снаряда на «Ондине» осталось всего 12 штук. Расстреляв их по быстро приближающемуся вспомогательному крейсеру, голландское судно осталось совершенно беззащитным. Поэтому капитан приказал спустить флаг, застопорить машину и покинуть танкер. Эти слова стали по-следними в его жизни, поскольку осколками следующего снаряда, поразившего мостик, он был убит на месте. Всего в танкер попало 6 снарядов (один в мачту, два в носовую оконечность, остальные в над-стройку).
После этого подойдя на дистанцию 450 ярдов, «Айкоку Мару» выпустил в правый борт «Ондины» две торпеды, которые проделали две огромные пробоины. Танкер почти сразу получил 30-градусный крен, и от моментальной гибели его спасло только то, что он шел в балласте. После этого японский рей-дер обстрелял спасательные шлюпки, заполненные членами экипажа «Ондины». В результате этого погибли старший механик Дж. Дж. Ф. Наэйекерн (J. J. F. Niekern) и три китайских кочегара Су Фуий (Soo Fuiy), Фанг Кам (Fang Kam) и Хо Чанг (Ho Chang) и был ранен британский артиллерист по имени Генри, переведенный незадолго до сражения с «Бенгала». Посчитав свою работу выполненной, «Айкоку Мару» пошел спасать остатки экипажа своего систер-шипа. Всего на борт удалось поднять живыми 278 человек.
Покончив с этой операцией японский рейдер еще, раз вернулся к «Ондине», которая упорно не желала тонуть. В танкер выпустили третью торпеду, последнюю заряженную в торпедный аппарат. Но из-за технической неисправности она прошла мимо судна. Так как в этот момент крен «Ондины» стал возрастать, то командир «Айкоку Мару» решил, что она все равно затонет, поэтому на нее не стоит трать больше времени. Развернувшись, японский рейдер вскоре исчез за горизонтом, оставив экипаж танкера в изрешеченных пулеметным огнем шлюпках на верную погибель посреди океана.
Но первый помощник капитана «Ондины» Рнхвинкель (Rehwinkel) решил бороться за свое судно до конца. Он предложил подняться на борт, все еще находящегося на плаву судна, и попробовать его починить. Однако кроме одного австралийского канонира согласившегося следовать за первым помощником, все остальные отказались, боясь, что танкер затонет с минуты на минуту. Посулами и угрозами с большим трудом удалось набрать спасательную команду, которая решилась попробовать удержать судно на плаву. Поднявшись на борт танкера, добровольцы обнаружили, что машина осталась неповрежденной, а крен возможно выровнять.
Убедившись, что «Ондина» тонуть не собирается, на нее вернулись все остальные члены экипажа. Совместными усилиями удалось потушить все пожары и контрзатоплением поставить корабль на ров-ный киль. К 21 часу удалось развести огонь в котлах и запустить машину. Танкер с развороченным двумя торпедами бортом двинулся в обратный 1400 мильный путь во Фримантл, которого достиг 18 ноября 1942 года. «Бенгал» бросил якорь в бухте острова Диего-Гарсия на день раньше своего подопечного.
Весь расчет 4-дюймовки «Ондины» был награжден Голландским бронзовым крестом, а матрос Бертрам Альберт Хаммонд еще и DSM.
Судьба же основных участников этого сражения сложилась поразному. «Бенгал» счастливо пережил войну и пошел на слом в 1960 году. «Ондина» имела настолько серьезные повреждения, что ее признали мало пригодной для дальнейшей эксплуатации на линии. Поэтому с заделанными на скорую руку пробоинами ее поставили в заливе Эксмуд (Exmouth) на западном побережье Австралии, в качест-ве плавучего склада дизельного топлива и пресной воды для американских ПЛ, базировавшихся там. Но в конце 1943 года, когда возникла острая необходимость в танкерах, «Ондину» решили реанимировать. Для этого ее решили отправить на ремонт в США. Собранный с миру по сосенки экипаж, оказался малоподходящим для этой цели. В Мельбурне, куда судно зашло для пополнения запасов, дезертировали почти все моряки китайцы. На борту остались только голландские офицеры, австралийский орудийный расчет и два кочегара. Тем не менее, поход решили продолжить. Двое артиллеристов выполняли обя-занности рулевых, а остальные несли вахту у орудия за своих товарищей. Путь от Мельбурна до Панам-ского канала занял 94 дня. Ремонт проводился в городе Тампа штат Флорида. После его окончания «Ондина» еще 15 лет добросовестно перевозила нефть, и пошла на гвозди в 1959 году.
«Айкоку Мару» повезло гораздо меньше. После неудачного боя вспомогательный крейсер прервал свое рейдерство и возвратился в Сингапур, а затем совершил переход в Рабаул. В дальнейшем она использовалась только в качестве транспорта и погибла в лагуне Трука под бомбами самолетов американского авианосца «Интрепид» (Intrepid) 17-18 февраля 1944 года, во время проведения флотом США операции Хаилстон (Hailstone). По иронии судьбы она опустилась на дно недалеко от своего последнего приза – новозеландского парохода «Хаураки». В настоящее время останки «Айкоку Мару» являются одним из популярнейших мест для посещения дайверов в лагуне острова Трук.



Спасибо: 1 
Личное дело Ответить
Тему читают:
- участник сейчас на форуме
- участник вне форума
Все даты в формате GMT  3 час. Хитов сегодня: 1
Права: смайлы да, картинки да, шрифты нет, голосования нет
аватары да, автозамена ссылок вкл, премодерация откл, правка нет



Создай свой форум на сервисе Borda.ru
Форум находится на 83 месте в рейтинге
Текстовая версия

© 2002-2006, Форумы ВМИ Rambler's Top100