Для шаваш: Здравствуйте!
Вот заказанная Вами работа. Из-за недостатка данных по этому проекту, оценка не претендует на исчёрпывающую полноту и может быть уточнена, по мере поступления дополнительной информации.
Линейный корабль "Широгицунэ" ("Белая лиса"), оценка проекта.
Линейный корабль "Широгицунэ" спроектирован (правильнее сказать, нарисован) методом "если бы нос Ивана Кузьмича, да приставить к ушам Семёна Никифоровича...".
Кормовая часть корабля взята от ЛК типа "Ямато" (кормовая надстройка с резервным постом УАО ГК, катапульты, кормовой кран, ангары корабельных плавсредств). Отличие заключается в том, что верхняя палуба за самолётным краном сильно удлинена в корму. Дымовая труба по образцу дымовой трубы крейсера "Асигара". Фок-мачта и носовая надстройка от от Кр 1 класса типа "Могами", с пропорциональным увеличением размеров для линкора. Отличие заключается в сильном удлинении фор-стеньги. Забавно, что автор проекта не подогнал размеры иллюминаторов компасного (ходового) мостика, и их высота получилась порядка 1.5 м.
Известны следующие ТТХ линкора:
Водоизмещение 62000 тонн.
Вооружение: 4х3-460/48 мм, 10х2-150/50 мм универс., 10х2-50 мм универс., 16-20 мм, 2 катапульты, 5 гидросамолетов.
Бронирование: 390 мм пояс, 200 мм палуба, 500 мм башни, 450 мм барбеты, 500 мм рубка.
Скорость: 30 узлов.
Экипаж 2265 чел.
Неизвестны размерения (в соответствии с габаритом башни ГК длина ЛК оценивается в 310-320 м), запас топлива и дальность плавания. Также не доступны план палубы и схемы внутреннего расположения, что вынуждает при анализе пойти на некоторые допущения. Если предположить, что корабль спроектирован на уровне технологий первой половины 30-х гг., то можно попробовать произвести его оценку.
Ближе всего к "Широгицунэ" по ТТХ находятся ЛК типа "Ямато", поэтому сравнение проведём с ними. Это тем более правомерно, что по утверждению С.Макарова при проектировании корабля были применены японские принципы включения брони в силовой набор корпуса, что и позволило добиться столь высоких ТТХ при столь низком водоизмещении (на реальном "Ямато" применение тех же самых принципов почему-то не позволило).
При меньшем на две тысячи тонн стандартном водоизмещении корабль имеет четыре, против трёх, башни ГК. На 20-мм более тонкий пояс, одинаковую толщину палубы и боевой рубки. Бронирование башен и барбетов оценить труднее, т.к. известна только одна цифра. Вероятнее всего это толщина лобовой плиты башни и максимальная толщина барбета. Кроме этого корабль имеет большую скорость, что однозначно предполагает большую мощность (а значит и больший вес ЭУ). Вопрос, возможно ли это всё вместить в такой тоннаж?
1. Вооружение.
1.1.Оценка веса башни ГК ,поскольку неизвестны толщины бортовой, тыльной и верхних плит, затруднена. Предположим, что они одинаковы с "Ямато". Лобовая плита БГК "Широгицунэ" будет весить меньше лобовой плиты БГК "Ямато" примерно на 53-55 т. Это немного. Следует учесть, что орудия ГК "Широгицунэ" хотя и одинаковы по калибру с орудиями ГК "Ямато", но имеют чуть большую длину ствола. Это подразумевает чуть больший вес, как орудий, так и механизмов вертикального наведения (при условии сохранения скоростей наводки). Таким образом вес БГК "Широгицунэ" оказывается примерно равным весу БГК "Ямато". "Адмирал" Огасавара заявил, что их вес 2400 т. Примем на веру, но это врядли.
Итого: вес 4-х башен ГК составит 9600 тонн (без боезапаса), что на 2070 тонн больше чем на "Ямато".
1.2. Вес вспомогательной и зенитной артиллерии "Ямато" (без боезапаса) составляет 874 тонны. Оценим вес средней и зенитной артиллерии "Широгицунэ".
Двухорудийная АУ 152/50 орудий КрЛ "Агано" весит 72 тонны, значит универсальная АУ "Широгицунэ" сопоставимого калибра будет весить не менее 90 тонн (при сохранении уровня бронирования).
Двухорудийная АУ 57/60 ЛК "Жан Бар" весит 15 тонн, значит 50-мм спаренная АУ "Широгицунэ будет весить не меньше 12 тонн.
Итого: вес универсальной и зенитной артиллерии "Широгицунэ" составит порядка 1020 тонн, что на 146 тонн больше чем на "Ямато"
1.3. МЗА и авиационное вооружение должны иметь примерно равный вес, но в любом случае это мало значимо для корабля таких размеров.
Вес вооружения "Широгицунэ" превосходит вес вооружения "Ямато" минимум на 2216 тонн, более вероятно - на 2500 без учёта веса боезапаса.
2. Бронирование.
Выигрыш в весе бронирования за счёт утоньшения пояса, барбетов и лобовых плит башен будет невелик. И будет благополучно "съеден" удлинением цитадели примерно на 30 м. (по сравнению с "Ямато") для размещения 4-й БГК.
3. Энергетическая установка.
Для достижения 30 узловой скорости хода мощность машин корабля должна составить порядка 200000 л.с., что на треть превышает мощность энергетической установки "Ямато". Весить такая ЭУ изготовленная по японским технологиям 30-х гг. будет порядка 7000 т., что на 1700 т. больше чем на "Ямато".
Существует эмпирическое правило, что при увеличении веса вооружения на каждую тонну, водоизмещение увеличивается на четыре. Следовательно только за счёт большего веса вооружения водоизмещение "Широгицунэ" должно возрасти (к уровню "Ямато") на 8800 т. Плюс больший вес бронирования и ЭУ. Таким образом стандартное водоизмещение "Широгицунэ" должно составить порядка 75 тысяч тонн.
Единственная возможность "загнать" водоизмещение в "официальную" цифру, это резко уменьшить ширину корабля. Примерно до 33-35 метров. Однако сразу возникает затруднение. Из рисунка видно, что пространство отведённое на размещение ЭУ имеет малую длину (между БГК №3 и №4). Поскольку, при заданном уровне развития технологий, каждый отдельный агрегат имеет ограниченную мощность, необходимое для достижение суммарной мощности количество агрегатов, необходимо "втиснуть" в это пространство. На "Ямато" 4 ТЗА размещались в один ряд - от борта до борта, и ширина помещений занимаемых МКУ составляла 31.6 м. Если здесь сделано так же (а по другому четыре ТЗА не разместить из-за ограниченной длины, а в меньшее их количество не вместить необходимую мощность, т.к. японские технологии 30-х гг. не позволяли создать ТЗА мощностью выше 38-40 тысяч л.с.), то на "Широгицунэ" не останется пространства для устройства бортовой конструктивной подводной защиты. Корабль будет "пробиваться" торпедой любого калибра, со всеми вытекающими (точнее - втекающими) последствиями.
С.Макаров заявил, что развесовка взята с проекта линейного корабля адмирала Хирага 1929г. (тоже с бронёй включённой в набор). Но он лжёт, и это видно из характеристик упомянутого проекта. 62000 тонн и только 3х3-45-см орудий. Слава же "влепил" лишнюю башню, что автоматически должно поднять водоизмещение до 72-74 тысяч тонн. Обращает на себя внимание калибр орудий проекта Хирага. 45-см. Такой пушки в реальности не существовало, следовательно проект Хирага, это просто эскиз, проработка варианта компоновки корабля без точных (подчёркиваю - точных) весовых расчётов, и именно так и должен рассматриваться.
Заключение. Если допустить, что водоизмещение "Широгицунэ" действительно 62000 тонн, то это означает очень высокое отношение L/B (длины к ширине), малый коэффициент полноты, зауженные обводы и, как следствие, малый запас плавучести в оконечностях и очень слабую КПЗ. В противном случае занижено уже водоизмещение. Таким образом умение играть с графическим редактором (я понимаю, анимэ и всё такое) ещё не означает наличия познаний в кораблестроении.
Общие замечания.
Линкор, хотя и спроектирован в японском стиле, почему-то не имеет <сакусэн сицу> - оперативного помещения штаба (обязательная принадлежность японских боевых кораблей от лёгкого крейсера и выше). В результате в качестве оперативного помещения используется офицерская кают-кампания. "И ушел в кают-кампанию, давно превращенную в штаб операции - обсчитывать курсы на ночь". (с) "адмирал" Ито (С.Макаров). Вопрос, где в походе принимают пищу и отдыхают офицеры корабля и штаба флота?
Из этого также видно, что в экипаже линкора не предусмотрены должности штурманов, так же как не предусмотрена должность флагманского штурмана в штабе. Т.к. расчёт курсов не дело начальника штаба флота, впрочем внутренняя организация это забота командующего. Стоит только отметить, что это глупо.
Из имеющейся схемы видно, что для управления огнём универсальной артиллерии имеется только два поста, установленных побортно у дымовой трубы. Для 10 установок этого мало. Сами же башни дальномеров не имеют и при стрельбе на самоуправлении должны обходится башенными прицелами, что снизит эффективность их стрельбы.
На схеме не удалось обнаружить 50-мм автоматы, что странно, т.к. это достаточно крупные конструкции. Получается, что автор проекта держит их "в уме" (что неудивительно).
На схеме не удалось обнаружить боевые прожектора и стандартный для японских линкоров <бо:ку: сикидзё> - пост управления ПВО корабля.
Весьма странной выглядит позиция самолётного крана. Без плана палубы точная оценка затруднена, но поскольку он скопирован с крана "Ямато", то вылет его стрелы должен быть таким же. Кран "Ямато" стоит на самой кормовой оконечности и его стрела легко "достаёт" стоящий у борта самолёт. Кран "Широгицунэ" стоит посередине палубы, имеющей в этом месте значительную ширину и его стрела будет иметь (если вообще будет) минимальное выступание за борт. Что однозначно затруднит подъём самолётов. Впрочем, там могут стоять два крана побортно, но это опять же не рационально, для звена из пяти машин.
Очень неудобно размещение запасного кормового якоря. Как и на ЛК "Ямато" он закреплён у основания катапульты. Но якорь должен заводиться, как можно ближе к оконечности корабля (в данном случае - к кормовой). Следовательно, когда понадобится воспользоваться этим якорем, команде "Широгицунэ" предстоит протащить его к корме на расстояние примерно 40 м. Хорошая физзарядка.
Ещё одной экстравагантной особенностью проекта является бассейн расположенный над машинным отделением. Это косвенно свидетельствует о сильно заниженном "официальном" тоннаже. Т.к. только при отсутствие дефицита веса и внутреннего объёма (неизбежного для "ужатых" проектов) можно себе позволить такой элемент конструкции. Сам же по себе этот бассейн представляет лишний высокорасположенный груз (min 175т) снижающий остойчивость, хотя его можно использовать как аварийную пожарную цистерну для отсеков ЭУ
В. Сидоренко.